Вход
Цель Монтессори-метода

Сверхзадача метода Монтессори

«Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам», – писал Джеффри Евгенидис.

Я не знаю, откуда пошло заблуждение, будто метод Монтессори сосредоточен на интеллектуальных способностях ребёнка. Этот аспект жизнедеятельности, безусловно важен, но вовсе не является определяющим. Да и в методе он проявляется как бы сам по себе, со стороны даже может показаться, что без усилий со стороны ребёнка. На самом деле, основная сверхзадача метода – это помощь ребёнку в становлении себя, как человека своего места и времени. То есть в адаптации. В адаптации к жизни вообще, со всеми её проблемами и радостями, свершениями и сложностями.

Человеческий детёныш весьма существенно отличается от малышей животных. Тот же оленёнок, родившись, уже через несколько часов готов следовать за матерью. А наш, человеческий малыш? Создаётся такое впечатление, что природа сознательно сотворила его, как бы это помягче сказать, несколько недоразвитым, и, на первый взгляд, эта первичная беспомощность существенно снижает его шансы на успешную выживаемость. Но зачем? С какой такой целью творцом предпринят столь неординарный шаг? Разберёмся внимательно и непредвзято.

Гордый олень превосходно приспособлен к жизни в родной среде. Но что с ним произойдёт, если не дай бог, изменятся обстоятельства жизни оленьего племени? Ну, сузится кормовая база, к примеру, или там среднегодовая температура изменится на несколько градусов. Для их вида это катастрофа, оленям ведь очень сложно измениться. Их адаптационные возможности были существенно снижены ещё тогда, при рождении, когда были созданы в практически оконченном и неизменяемом состоянии.

Цель Монтессори-педагогики

Совсем по-другому обстоит дело у человека. Он рождается изрядно недоформированным, причём не только физически, но и психически. Его рождение даёт старт длинной серии трансформаций, огромные изменения ждут не только его тело, но и его душу. В физическом плане развиваются те функции, которые необходимы ему для успешного выживания в среде, в которой он очутился. Ведь понятно, что к северному охотнику и математику-программисту для выживания нужны совсем разные навыки. Малыш буквально считывает необходимые движения с окружающих. Язык, эстетика, предрассудки и верования, всё будет поглощено и усвоено. И в этом помогает ему уникальные механизмы впитывающего разума и сензитивных периодов.

Цивилизация вносит определённую коррекцию в механизм адаптации. Теперь не принято адаптироваться к среде, всё больше стараются среду перекорёжить под свои нужды. Люди строят дороги, возводят города, срывают горы и насыпают гигантски терриконы, но далеко не все люди чувствуют границу, когда нужно остановиться. Чем больше мы стараемся упростить жизнь своим детям, тем больше всё вокруг них усложняется. Цивилизованные люди, отказавшиеся от адаптации к натуральной среде, подвергают своих детей огромному риску.

Современные дети, в большинстве своём, возможно и стали раньше читать и считать. Однако навыки повседневной практической стали уже, к сожалению, гораздо менее оценёнными. Что могут наши современные цивилизованные дети? Пользоваться компьютером? Но на многое ли они способны без своих iPod и iPhone?

Метод Монтессори как раз и подсказывает нам выход из современного цивилизационного противоречия. Способности к адаптации, которые развиваются в Монтессори-пространстве, дают ребёнку независимость, от внешних обстоятельств в том числе.

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.