Вход
Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Как научить ребёнка засыпать самостоятельно?

В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос от Юлии Апенько.

Юлия спрашивает:

– Расскажите, как научить ребёнка засыпать самостоятельно. Моей дочери 10 месяцев, спит она очень беспокойно, во сне переползает от одной стенки кроватки к другой, может встать на ножки или сесть, потом резко лечь и спать дальше. Спит она в кроватке со стенками и бортиками, так как если спит без такой защиты, из-за своего активного сна может удариться головой о стену. Даже если очень хочет спать, будет плакать и капризничать, но сама не заснёт, а только на руках с укачиванием и только у мамы. Иногда приходится укачивать по несколько раз, так как когда перекладываешь её в кроватку, может проснуться и плакать. Понимаю, что надо научить засыпать самостоятельно, и очень хочу поставить ей низкую кровать, но как к этому перейти, не знаю.

На вопрос отвечает Анна Федосова, психолог и ассистент детства (АМИ 0-3) Монтессори-студии «Эмиль» (Воронеж):

– Так, как ситуация описана, я вижу две стороны: беспокойный сон и сопротивление укладыванию.

Что касается беспокойного сна, то он у здорового ребёнка на низкой кровати не помеха. Человек – непрестанно настраивающаяся система в любом возрасте, а уж в дошкольном детстве и подавно. Почти всегда дети очень быстро перестают сползать с кровати во сне, даже малыши, которые ещё не умеют ползать целенаправленно, целенаправленно не ползать как-то ухитряются. В вашем случае, чтобы перестраховаться, вполне можно реконструировать имеющуюся кровать и бортики на ней. Достаточно избавиться от ножек и одной решётчатой стороны кроватки. Вы получите матрасик, огороженный с трёх сторон, и на этих оставшихся грядушках можно закрепить мягкий бортик. С открытой же стороны можно положить длинную подушку-валик. Он не будет помехой для того, чтобы лечь или встать с кроватки, не будет твёрдым, если девочка всё же во сне не остановится, натолкнувшись на него. Но очень может быть, что валик станет сигналом к тому, что не нужно двигаться дальше этого рубежа во сне.

Сопротивление укладыванию может иметь множество индивидуальных причин и обстоятельств, но довольно часто к возникновению этой сложности приводит одно недоразумение. Оно состоит в том, что ребёнок ошибочно интерпретирует сон как разлуку с мамой, а её желание как можно скорее дать малышу отдых, а себе – время на переделывание массы дел, большая часть из которых посвящена его же благополучию, как желание этой разлуки. Ребёнок не знает того, что знаете вы, ни об усталости, ни об отдыхе, ни о том, сколько дел стоит за вашей заботой о нём, ни о том, что вы мысленно не расстаётесь с ним ни во сне, ни наяву, ни рядом, ни вдали. В десять месяцев он ещё не до конца уверен в том, что солнце продолжает светить, пока он моргает. И тогда самостоятельный сон из естественной потребности превращается в пугающую перспективу утраты не только солнца, но и мамы.

Как бы ни хотелось, никакой самостоятельности нельзя научить. Можно лишь создать благоприятные условия, чтобы ребёнок научился самостоятельности в любом её проявлении: в еде, в засыпании, в игре, в пребывании с самим собой наедине.

Чтобы преодолеть возникшее предубеждение к засыпанию, важно запастись терпением. Вам нужно доказать дочери, что, заснув, она не теряет вас. Что, проснувшись, легко найдёт вас если не подле себя, то во вполне определённом месте, куда она может добраться. Увеличению уверенности может помочь то, что Ньюфелд называет «насыщением привязанностью»: проведите какое-то время перед сном вместе, в тесном контакте. Вряд ли вы мало общаетесь всё остальное время, и всё же отложите что-то особенное на время, предшествующее укладыванию. Спланируйте полчаса-час перед сном так, чтобы располагать этим временем и отпустить своё беспокойство (Когда же она заснёт? Если она не заснёт сейчас же, начнёт капризничать, и её вовсе не уложишь! Если она не заснёт сейчас же, я уже не успею приготовить ужин/постирать/добежать до магазина/прочитать ответ на мой вопрос на сайте). Будьте уверены сами, что она заснёт, и в то же время покончите с надеждой, что она заснёт быстро. На это очень непросто выкроить время, но такая ситуация не будет длиться вечно. По мере того, как дочка накопит позитивный опыт засыпания, она будет засыпать быстрее, реже просыпаться от страха, что заснула и пропустила момент вашего ухода.

Может оказаться полезным разделить укачивание и засыпание. Укачивание приятно, успокаивает, даёт чудесное ощущение близости с мамой. Но сейчас, возможно, получается, что для девочки это не только вышеперечисленное, но и сигнал, что мама рядом. Перестала укачивать, положила в кроватку – сигнал, что уходит. А если мама положила в кроватку, но не ушла, а оставалась с дочкой долго, чтобы петь, читать перед сном, гладить по голове, подремать рядышком, и так много раз – связь «положила – значит, уходит» ослабнет. С другой стороны, «улеглись в кроватку, значит сейчас три часа будем веселиться с мамой» – тоже не самая полезная ассоциация. Для того, чтобы нащупать золотую середину, нужна ваша родительская мудрость и интуиция.

Теги0-3
Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.