Вход
можно ли читать сказки детям до трёх лет

До 3 лет никаких сказок?

В редакцию «Монтессори.Дети» поступил вопрос от Татьяны Любимцевой.

Татьяна спрашивает:

– Я правильно поняла: до 3 лет никаких сказок? Или только страшных сказок надо избегать, «Колобок», например, не годится?

На вопрос отвечает Анна Федосова, психолог и ассистент детства (АМИ 0-3) Монтессори-студии «Эмиль» (Воронеж):

– Суть не в хронологическом возрасте в 3 года и не в сказках самих по себе. Дело в другом: ребёнок рождается предельно неосведомлённым. Он не знает, что, как и к чему в этом новом для него мире. Но у него есть врождённое подозрение, что вы, заботящийся о нём, значимый, любимый взрослый, – знаете. И ребёнок начинает слушать взрослых, наблюдать за взрослыми, копировать взрослых, спрашивать взрослых. Всё, что происходит с ребёнком в раннем возрасте, принимается за точку отсчёта, за норму. Всё, что демонстрирует взрослый – за образец и истину. Исходя из этого соображения, мы во всём сначала показываем ребёнку основную функцию предметов, значение, смысл. Пока ребёнок не знает «как есть», «что правильно» – наша задача показать ему всё как есть. Эта задача касается абсолютно всего, а не конкретно сказок. Развивая речь, мы сначала называем предметы общеупотребительными названиями, а не многословными поэтическими эпитетами. Мы учим детей, что ложкой – едят, а на стуле – сидят. Что рисуют – на бумаге и доске для рисования, а не стене или полу. Когда ребёнок твёрдо усвоил это, он может сделать из пластиковых ложек поделку, встать на стул, чтобы дотянуться до чего-то, покрасить обои под покраску на стенах.

Приблизительно в первые три года происходит формирование основы личности и первых базовых представлений о мире. Даже дети постарше часто попадают впросак, чему много курьёзных свидетельств об интерпретации ими поговорок и строчек из песен: «крепись, коза, а то мамой будешь», «красавица Икуку» и т. п.

Важно не забывать о том, что мы и опыт, который мы помогаем получить малышу, – источник информации. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ему пройти путь от незнания к знанию, а от знания к фантазии. Для этого мы сначала концентрируемся на назывании предметов, качеств и действий, которые происходят прямо сейчас и которые ребёнок видит. Со временем переходим к обсуждению знакомых событий и тем, которые происходили, происходят или будут происходить за пределами ситуации. Например, «ты ел кашу», «где мама? – вышла на кухню», «принеси (из другой комнаты) мяч», «после завтрака пойдём гулять» и т. п. Затем – по мере увеличения словарного запаса – можем обсуждать и рассказывать даже о чём-то, чего ребёнок не видел. Тот же принцип мы используем при подборе книг для малышей. Первые книги должны содержать максимально правдивые изображения отдельных знакомых предметов. Это знакомит ребёнка с самой идеей, что вот этот двумерный объект – картинка – изображает некий трёхмерный объект, реально существующий где-то. Постепенно ребёнок интуитивно улавливает эту связь, и тогда изображения незнакомых объектов он тоже подсознательно воспринимает как портрет не виденных им предметов. Тогда ребёнок не просто запоминает картинку саму по себе, но и способен извлечь из неё полезную информацию о мире, сделать верные предположения о свойствах предмета, изображение которого он увидел. От изолированных предметов на страницах первых книжек мы переходим к предметам с сопроводительной фразой и сюжетным картинкам, а затем предлагаем ребёнку простые истории, в которых каждая законченная мысль проиллюстрирована. При этом мы продолжаем учитывать, что все истории, равно как и иллюстрации с точки зрения ребёнка – окно в мир как он есть. Многие по-настоящему замечательные истории и прекрасные иллюстрации могут быть ещё малопонятны или неверно поняты малышом «до трёх».

сказки детям до трёх лет

Практически любая сказка основана на метафорах. С тем же колобком проблема даже не в том, что главного героя, с которым слушатель может себя ассоциировать, съели. Просто нереально по достоинству оценить красоту художественного вымысла, пока вы не знаете, что хлеб – не разговаривает и вообще еда, а животные… тоже только в сказках такие антропоморфные. Вместо приобщения к прекрасному и поучительному, сказки путают и смущают ребёнка, если они предшествуют реальному опыту и правдивым знаниям об окружающем мире. Ребёнок сконцентрирован на том, чтобы разобраться в происходящем вокруг, и принимает всё за чистую монету. Вы и сами, скорее всего, можете вспомнить примеры того, как малыши сердятся, когда вещь, которая, как они поняли, должна лежать на каком-то месте или использоваться определённым способом, помещается в другое место или используется иначе. Это происходит потому, что такие события снова возвращают их в положение непонимающего. Они только-только что-то себе уяснили – и на тебе, опять всё по-новому. По мере того, как уверенность в собственной компетентности у малыша растёт, он становится гораздо более лоялен ко всему необычному и непривычному. Только тогда в отношении хорошо знакомых идей и обстоятельств он уже способен оценить шутку, новый способ применения, переносный смысл, сказку.

Приблизительно это происходит как раз к тому времени, когда ребёнок переходит – от состояния базового овладения собственным телом, первичной ориентировки в культуре и создания основ личности – к периоду дошкольного детства, когда он начинает совершенствовать уже приобретённое на предыдущем этапе. Часто это проявляется критически, и многим известно название «кризис трёх лет». Рубеж условно привязан к третьему дню рождения, ребёнок может добраться до него в возрасте тридцати месяцев, а может идти к нему и все сорок.

До времени сказок у вас много дел: обсуждайте с ребёнком происходящее; снова и снова называйте всё, на что малыш указывает; ходите в зоопарки посмотреть настоящих зверей и птиц; рассматривайте правдивые изображения; дайте возможность много двигаться и исследовать с разнообразные предметы, увеличивая багаж разностороннего опыта. Когда вы увидите, что ребёнок может делать знакомые дела разными способами, сообразно меняющимся обстоятельствам, а не придерживается заученных схем и ритуалов, хорошо говорит, обсуждает что-то за пределами ситуации, способен выслушать короткую историю книги с иллюстрациями по порядку и до конца, – можно пробовать рассказывать или читать ему сказки.

Теги0-3
Редакция

2 comments

  1. Галина 11 июня, 2016 at 22:18 Ответить

    Большое спасибо за такую развернутую и понятную статью! Скажите, пожалуйста, могли бы вы порекомендовать какие-то конкретные книги для детей 1-3 лет? Моему ребёнку 1г. 1м. и он очень любит карточки и книги с реалистичными изображениями предметов, животных, транспорта и т.д. на белом фоне. Также я ему читаю книжки с циклом Барто «Игрушки» и некоторые потешки (хотя иллюстрации там более аляпистые и детальные, чем хотелось бы для малыша.) Но я не совсем представляю, какие книги мне покупать дальше для ребёнка. Буду признателена за рекомендации.

  2. Лариса 30 октября, 2016 at 20:45 Ответить

    Мне кажется, логика в статье есть. И самая что ни на есть логичная. Пусть сначала узнает, что корова лишь мычит, а говорить не умеет. Однако, как это воплотить в жизнь? Как мне кажется, все мамы играют с детьми, используя в т.ч. фигурки животных. И эти фигурки всегда говорят, хотя бы изредка. Что-то типа «Мууууу, я — корова, кушаю травку, …» И т.д. и т.п. Чем в этом случае отличаются сказки?

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.