Вход
Особенности детской памяти

О памяти дошкольников

Нередко родители задают вопросы о том, почему ребёнок непонятные стишки запоминает легко и быстро, а то, чему его учат родители – долго (цвета, формы, цифры, буквы). Казалось бы, гораздо проще запомнить десяток цветов или геометрических форм, нежели такое:

эне-бене, рики-таки,

буль-буль-буль,

караки-шмаки,

эус-деус-краснодеус,

бац.

На этот вопрос ответил отечественный психолог – исследователь памяти – А. А. Смирнов. Он обращает внимание на то, что дело в данном случае не столько в содержании материала, а в отношении к нему ребёнка. Различные бессмысленные считалки привлекают его повышенное внимание: они интересны тем, что совершенно непонятны, и ребёнок хочет узнать, что же они означают. К тому же, эти считалки (скороговорки) обычно включены в игровую деятельность. А так как ведущая деятельность дошкольника – игра, то всё, что происходит в игре, оказывается важным для него.

Естественно, все перечисленные условия запоминания, описанные А. А. Смирновым, не применимы к занятиям, которые проводят родители с детьми. Трудно ожидать повышенного внимания к кружочкам и квадратикам, отвечать, какого цвета цыплёнок и т. д. При этом, если спросить у родителей, дети которых плохо запоминают то, «что нужно», каким образом они занимаются с детьми, то выясняются некоторые закономерности. Эти родители используют для обучения детей преимущественно специальные книги. Они показывают ребёнку цифры, буквы, формы, цвета и через некоторое время просят ответить на вопросы, воспроизвести материал.

Иначе построены занятия у тех родителей, чьи дети хорошо запоминают материал. Они обычно мало используют книги, предпочитая игровую форму взаимодействия и просто включение ребёнка в обыденные, бытовые дела. Так, родитель просит ребёнка достать красную чашку (и вот уже изучение цветов) или принести три большие морковки (счёт и изучение размеров). Родители играют с детьми в игры, параллельно изучая математику или обучая чтению.

Особенности детской памяти Смирнов

Почему же так происходит? И снова ответ мы можем найти в исследованиях А. А. Смирнова. Он выявил, что гораздо лучше запоминаются действия, нежели мысли. Что это значит для процесса обучения? Это значит, что для ребёнка гораздо эффективнее учиться считать, расставляя на полке чашки и одновременно пересчитывая их, нежели просто механически считать в уме. Именно поэтому многие дети бойко считают до ста и более, но не соотносят слово «пять» с цифрой пять и числом пять.

Ещё А. С. Макаренко обращал внимание, что такой механический счёт – совершенно бессмысленное занятие и не является показателем ни математических способностей ребёнка, ни наличия у него каких-либо знаний в области арифметики. Он всего лишь знает считалку «один-два-три», не принципиально отличающуюся от «эне-бене, рики-таки». Это уровень механического, а не осмысленного запоминания. Дети, которые усвоили числовой ряд по порядку, легко называют в этом ряду нужную цифру, но затрудняются назвать её, если она предложена им одна, вне числового ряда. Итак, ребёнку, обучаясь, для более эффективного запоминания важно использовать разнообразные вспомогательные предметы, манипулировать ими.

И это ещё не все законы памяти, которые можно использовать в обучении. Оказывается, не все действия запоминаются одинаково. Лучше запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий. То есть, если ребёнок потратил некоторые усилия на выполнение заданий, то они будут запоминаться лучше всего.

Эти законы памяти однозначно учитываются в системе обучения, разработанной Марией Монтессори. Конечно, она не была знакома с исследованиями А. А. Смирнова, однако в её системе трудно найти факты, которые бы противоречили положениям современного научного знания. В этой среде дети не заучивают ничего наизусть. Они работают с различными материалами, и запоминание, а значит и знание, приходит как будто само собой. В реальности, конечно, ребёнок трудится. Просто нет скучного запоминания — есть интересные занятия.

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.