Вход
Монтессори-класс: девочка заниамется с Монтессори-материалами

Занятия в системе Монтессори

Родители, выбирая детский сад, обязательно обращают внимание на количество и содержание занятий, которые проводятся с детьми. Одних родителей привлекает английский язык, другим важно, чтобы каждый день проводились занятия по физической культуре. Образовательная программа в традиционных детских учреждениях понятна каждому родителю, а вот занятия по системе Марии Монтессори нередко вызывают у родителей ряд вопросов.

В частности, родителей интересует, почему занятие длится довольно долго (от 1,5 до 3 часов в зависимости от возраста), почему нет смены занятий (мы знаем, что обычно в детском саду за день проводится два или три разных тематических занятия). На эти вопросы легко можно ответить, опираясь на исследования немецко-американского социального психолога Курта Левина и его учениц Б. В. Зейгарник и М. Овсянкиной.

Сначала обратимся к структуре занятия. В традиционном детском саду занятие длится от 15 до 25 минут в зависимости от возраста ребёнка. Занятие заранее планируется педагогом, и важно, чтобы дети под руководством педагога успели сделать то, что было запланировано. То есть занятие – это завершённый процесс. Педагог не оставляет нерешённой задачку: предложенное задание обычно бывает закончено, рисунок дорисован, а поделка завершена. В системе Монтессори всё происходит немного иначе. Ребёнок начинает что-то делать. Он может целое занятие посвятить одному делу (не зря Мария Монтессори описывает случаи, когда дети десятки раз выполняли одно и то же действие с пособиями). Может не успеть завершить своё дело и продолжить его на следующий день. А может за одно занятие успеть поработать с разными пособиями.

Монтессори-класс: мальчик берёт Монтессори-материал

В системе Монтессори процесс напряжения и разрядки системы происходит строго индивидуально. А именно: ребёнок самостоятельно выбирает актуальный для него на данный момент вид деятельности и занимается этой деятельностью столько, сколько ему важно.

А теперь обратимся к исследованиям психологов. В начале ХХ века М. Овсянкина провела следующий эксперимент. Испытуемому давалось простое задание: сложить фигуру из разрезанных частей, нарисовать предмет, решить головоломку. Примерно в середине работы М. Овсянкина прерывала испытуемого и просила выполнить его другое действие со словами: «Пожалуйста, сделайте это». Испытуемые иногда спрашивали: «А то что, оставить?». Экспериментатор делала вид, что она не расслышала вопрос, и не отвечала на него. Испытуемый брался за второе действие, которое было иным, совершенно непохожим на первое, и заканчивал его. Но в это время, когда испытуемый занимался вторым заданием, экспериментатор должна была как-то искусно скрыть остатки материала первого задания, например, положить газету на этот материал. При окончании второго действия экспериментатор делала вид, что она чем-то занята, искала что-то в столе, подходила к окну, писала и в то же время наблюдала за поведением испытуемого. Оказалось, что в 86% испытуемые возвращались к прежнему, прерванному действию и завершали его.

Что же получается? Начав выполнять задание, тестируемый испытывает напряжение системы, у него появляется намерение. Курт Левин называет это напряжение квазипотребностью. Постепенно, по мере выполнения задания, система разряжается и напряжение уменьшается. Напряжение спадает тогда, когда человек закончил выполнение задания. То есть для человека достаточно важно завершать начатое. В том случае, когда человек не завершил свою работу, его система не разряжена, следовательно, он будет стремиться к завершению прерванного действия.

Какие же выводы мы можем сделать из этого исследования? Оказывается, не зря в традиционном образовательном учреждении программа выстроена таким образом, что каждый урок или занятие – это законченный процесс. Если два-три занятия в день будут незавершёнными, то ребёнок будет находиться в существенном напряжении. Однако в данном случае не учитывается такой важный аспект, как интерес каждого ребёнка и его личная мотивация. Какие-то задания могут быть интересны конкретному ребёнку, и он предпочёл бы продолжить эти занятия, чтобы полностью разрядить систему. Однако это оказывается невозможно, так как не предусмотрено программой.

В системе Монтессори процесс напряжения и разрядки системы происходит строго индивидуально. А именно: ребёнок самостоятельно выбирает актуальный для него на данный момент вид деятельности и занимается этой деятельностью столько, сколько ему важно. Завершение работы – это разрядка системы. Ребёнок берёт новое пособие, и система снова в напряжении. Однако нередко оказывается, что ребёнок не успевает закончить какое-то занятие и продолжает его на следующий день. В практике Монтессори-педагогики описаны случаи, когда дети работали с одним пособием несколько дней подряд. В данном случае в момент завершения занятия система продолжает оставаться напряжённой, ведь ребёнок не успел закончить своё дело.

В самом начале статьи я обращала внимание на тот факт, что в традиционном учреждении занятия обычно логически завершены, а занятия по системе Монтессори имеют другую логику. Ребёнок в середине занятия может завершить одно дело и заняться другим, оставив его незавершённым. Исходя из поднятой темы о том, что человеку важно завершать начатое, встаёт вопрос, не плохо ли для ребёнка то, что в системе Монтессори действия периодически прерываются?

Монтессори-класс: девочка рассматривает игрушечную ферму

Не завершив работу с каким-то пособием, ребёнок мысленно неосознанно возвращается к нему в течение дня. Это позволяет ему лучше запоминать материал, с которым он уже работал.

Всё зависит от того, есть ли у ребёнка возможность продолжить начатое дело. Если занятие закончено и ребёнок больше не будет иметь возможности продолжить работу с тем, что его заинтересовало, – это не самая благоприятная ситуация для ребёнка. Приведём такой пример. Ребёнок с интересом раскладывал на занятии детские судоку, не удовлетворил полностью свою потребность, но занятие закончилось и интересные материалы убраны педагогом в шкаф. Неизвестно, будет ли возможность ещё позаниматься интересным делом. В этом случае напряжение осталось. Приведём другой вариант развития ситуации. Ребёнок не успел удовлетворить свою потребность (попросту говоря, не «дозанимался»), но он сам убрал пособие на место и точно знает, что завтра он найдёт пособие на этом самом месте и сможет продолжить работу. В этом случае система всё так же осталась в напряжении (дело-то не завершено), но ребёнок знает, что будет иметь возможность продолжить начатое, что это напряжение временное. Оно пропадёт в тот момент (через день или через неделю), когда ребёнок удовлетворит свою потребность.

В заключение остановимся ещё на одном интересном исследовании. Это исследование Б. В. Зейгарник. Испытуемым было предложено выполнять простые задачи. Половина испытуемых успевала завершить задание. Что касается второй половины испытуемых, то их работа прерывалась через некоторое время после начала. Им не давали закончить начатое. Экспериментатор говорил, что время вышло и просил участников прервать работу. Через некоторое исследователи выясняли, кто из участников лучше запомнил содержание работы. Оказалось, что те участники, которые не успели завершить задание, запомнили его лучше почти в два раза, чем те, кто успел завершить начатое дело. Было доказано, что незавершённые действия запоминаются лучше завершённых. Этот эффект носит название «эффект Зейгарник».

Попробуем понять, почему так происходит. Как мы уже знаем, не завершив какое-либо дело, человек не получает разрядки, его система остается в напряжении. Б. В. Зейгарник предположила, что организм человека завершает начатое внутри себя, т. е. неосознанно мысленно возвращается к прерванному делу. Это позволяет человеку лучше запомнить незавершённое дело, нежели завершённое.

Как этот эффект действует в практике Монтессори-среды? Я думаю, вы, уважаемые читатели, уже догадались. Не завершив работу с каким-то пособием, ребёнок мысленно неосознанно возвращается к нему в течение дня. Это позволяет ему лучше запоминать материал, с которым он уже работал. Таким образом, работа с одним и тем же пособием в течение нескольких дней способствует лучшему усвоению материала.

Подытоживая, мы можем отметить, что среда Монтессори отличается более индивидуализированным подходом, нежели традиционная система образования.

На фото Международный Монтессори-центр «Отрада»

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.