Вход
Самостоятельный ребёнок

Активность, инициативность, ответственность в среде Монтессори

Активность, инициативность и ответственность – важные качества, которые проявляются и развиваются в ребёнке на протяжении сложного процесса социализации. На формирование этих качеств существенное влияние оказывает окружение ребёнка, то есть среда. Каждый малыш с рождения активен и инициативен. Он полон желания познавать и исследовать мир, готов включаться во все новые виды деятельности.

Мальчик читает книгу

В среде Монтессори ребёнок значительно более активен и в большей степени может проявить инициативу. Он самостоятельно выбирает, чем будет заниматься на протяжении дня, и это симптоматично.

Психолог Эрик Эриксон обращал внимание на то, что если среда (родители и другие взрослые) поддерживает и стимулирует активность и инициативность ребёнка, то эти качества будут усиливать своё звучание и проявляться всё отчётливее. Если же потребность самостоятельно действовать подавляется, другими словами, ребёнку не позволяют включаться в какие-то виды деятельности, то в результате маленький гражданин будет чувствовать себя неумехой, неудачником, в нём сформируется комплекс вины за то, что не оправдал надежд взрослых.

Каким образом среда Монтессори может способствовать развитию вышеуказанных качеств? Означенная среда сама по себе – созидающая, она провоцирует ребёнка на проявление активности и инициативы.

Как строятся традиционные занятия? Малышу предлагают посчитать, назвать буквы или нарисовать домик и почти никогда не позволяют самому выбрать род занятий. Единственное, на что он может повлиять, так это на то, чтобы согласиться или не согласиться, принять или не принять участие в том виде деятельности, который избран педагогом или родителями.

В среде Монтессори ребёнок значительно более активен и в большей степени может проявить инициативу. Он самостоятельно выбирает, чем будет заниматься на протяжении дня, и это симптоматично. Участник игры или занятия ощущает себя субъектом деятельности. Он знает, что может посвятить себя именно тому, что ему в данный момент важно и интересно. Среда поддерживает, поощряет активность ребёнка.

Самостоятельная девочка

В среде Монтессори ребёнок за свой выбор отвечает сам. Каждый день, отбирая материалы для работы, мальчики и девочки создают собственное пространство для деятельности.

Родители нередко запрещают своим отпрыскам помогать взрослым: стирать, гладить, чистить обувь, накрывать на стол (иногда из соображений безопасности). Мало того, порой добровольного помощника могут наказать за то, что взял без спроса какой-либо хозяйственный предмет. В среде Монтессори ребёнок совершенно свободно занимается «взрослыми» делами наравне с мамой и папой, с воспитателем. Малыш не играет в игрушки, а живёт нормальной жизнью, выполняя повседневные обязанности. Допустим, поливает цветы или моет зеркало, вытирает пыль или гладит бельё.

Отдельно следует остановиться на понятии ответственности. В чём она проявляется? В том, что человек осознаёт себя как первоисточник собственных поступков и наступивших в связи с этим последствий. В традиционной образовательной системе большая ответственность лежит на педагоге. Именно наставник должен предложить подопечному занятие, способное его заинтересовать и чему-то научить. В среде Монтессори ребёнок за свой выбор отвечает сам. Каждый день, отбирая материалы для работы, мальчики и девочки создают собственное пространство для деятельности. Они понимают, что ответственны за свой ежедневный выбор, и это знание очень важно. Это первое осознание ответственности.

На фото Международный Монтессори-центр «Отрада»

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.