• Наши квизы

    Это чат-боты в Телеграме с полезными рекомендациями и подарками

    Бережное воспитание. В процессе прохождения найдём эффективные решения для трёх сложных воспитательных ситуаций.

    Потребности → возможности. 10 вопросов-ситуаций, которые помогут научиться распознавать потребности малыша и предлагать актуальные возможности.

Приходите на «Монтессори-неделю для родителей детей 3-6 лет»
И научитесь определять потребности и освойте технику наблюдения за ребёнком. Старт 15 апреля!

Адаптация в Монтессори-школе

Адаптация в Монтессори-школе

При поступлении ребёнка в школу Монтессори адаптация необходима не только и не сколько детям, но, в большинстве своём, их родителям. Все папы и мамы априори любят своих детей и хотят им только хорошего. Вот только понятие это настолько у всех разное, что понимают разные семьи под ним порой ну совсем уж разные вещи.

У родителей есть только два обобщённых варианта действий. Либо, опираясь на свои внутренние критерии, найти учреждение, которое максимально соответствует их ожиданиям хорошести и, доверив своё чадо, неустанно влиять на ребёнка в соответствии со своими ожиданиями. Либо найти систему взглядов на детство, к которой опять же есть доверие, и путём самосовершенствования, изменяя уже себя, но не дитя, постараться добиться максимально благоприятных условий для развития своего ребёнка, создав ему некоторый культурный фон, питательный бульон, если угодно, для роста самосознания и ответственности новой личности.

Хочу рассказать, как протекают адаптационные процессы в нашей Монтессори-школе «Изумрудный город», если родители выбрали для своего ребёнка именно её.

Экскурсия по классу

Знакомство семьи с методом Монтессори начинается с визита родителей и ответственных взрослых в нашу школу, где они могут задать все интересующие их вопросы, можно всё посмотреть и потрогать, получить базовую информацию о методе, посмотреть, в каких условиях будет работать и развиваться их ребёнок, где он будет работать-кушать-спать-гулять.

Родителям нужно с самого начала участвовать во всех школьных процессах. Ведь метод – это не столько образовательная технология, сколько принятие ребёнка наравне с собой как равноценную и сознательную личность. Нужно чётко осознавать, что только путём наших совместных усилий – семьи и школы – можно устранить препятствия с пути его развития. Нам нужно максимально сблизить свои позиции по поводу общих правил, развивающей среды и школьной, и домашней.

Ребёнку очень сложно жить в условиях, когда модели поведения должны постоянно перестраиваться. В школе сигналы чётки и однозначны: «ты можешь», «ты справишься», «мы в тебя верим». И именно родители должны понять и принять их. Ведь излишняя родительская опека, раз за разом, по чуть-чуть, лишает детей кусочков развития.

Знакомство

Во время домашнего визита родители делятся с гидом своей особой родительской харизмой, ведь дети-то отчётливо представляют, что кого попало взрослые в гости не позовут

Домашний визит

Во время домашнего визита родители делятся с гидом своей особой родительской харизмой, ведь дети-то отчётливо представляют, что кого попало взрослые в гости не позовут.

Это очень важный и тонкий момент – знакомство. Для ребёнка, без преувеличения, это событие огромной важности, которое сложно переоценить. И если мы хотим, чтобы он раскрылся, то первичное знакомство должно происходить именно на его территории. Гид просто приходит в гости к ребёнку и его родителям.

У себя дома все люди обычно чувствуют себя уверенно и достаточно непринуждённо. Есть время, чтобы присмотреться к новому человеку, узнать его поближе, причём с лучших сторон. Как правило, 10-15 минут с лихвой хватает, чтобы растопить лёд недоверия во взаимоотношениях, ребёнок выходит из-за спин родителей и начинает показывать свои игрушки, свою комнату, свою кроватку и т. д. Гид же искренне и по-человечески, на равных, общается даже с самыми маленькими детьми, даже если они не умеют ещё произносить слова, но обращённую речь уже воспринимают.

Попутно можно посмотреть, насколько ребёнок независим в среде собственного дома. Во время домашнего визита родители делятся с гидом своей особой родительской харизмой, ведь дети-то отчётливо представляют, что кого попало взрослые в гости не позовут.

В конце мероприятия, когда приходит время прощаться, гид приглашает ребёнка уже к себе в гости, с ответным визитом вежливости. И ребёнок всегда с радостью соглашается, ведь идти нужно уже не в абстрактную неизвестность к чужому, а к вполне конкретному человеку. Весь домашний визит пропитан уважением к ребёнку, с ним общаются по-взрослому, интересуются его мнением и житьём-бытьём.

Класс в Монтесоори-школе

Время пребывания добавляется по полчаса-часу. Последовательно ребёнку презентуется завтрак, прогулка, обед, сон, полдник, и всё это на фоне необычайно интересных активностей, от погружения в которые у ребёнка, по-хорошему только, буквально «сносит крышу»

Первое посещение

Оно всегда очень короткое, потому как часовое. Монтессори-гид заранее освобождается и ждёт только его – конкретного ребёнка. Фокус внимания только на нём. Во время этого визита главная задача – показать ребёнку, что ему ничего не угрожает и что он может пробыть целый час без мамы, и это совсем не трагедия.

Да, при расставании ребёнок может и всплакнуть. Но горечь расставания с самым близким ему человеком будет многократно компенсирована радостью встречи. В этом компоненте главное не идти на поводу у новых родителей и не затягивать время посещения. По большому счёту этого времени хватает только на переодевание, мытьё рук, совсем небольшое время пребывания в среде и обратное переодевание. Поверьте, для первого посещения впечатлений и переживаний больше, чем достаточно.

Класс в Монтесоори-школе

Последующие посещения адаптационного периода

Ну а далее уже дело техники и особенностей конкретного ребёнка. Время пребывания постепенно увеличивается по мере готовности ребёнка принимать изменения в своей жизни. Работает принцип «одной сложности». Время пребывания добавляется по полчаса-часу. Последовательно ребёнку презентуется завтрак, прогулка, обед, сон, полдник, и всё это на фоне необычайно интересных активностей, от погружения в которые у ребёнка, по-хорошему только, буквально «сносит крышу». Он может по три-четыре раза подряд мыть руки кусочком твёрдого мыла в крошечной раковине, которая создана именно для него. Дети испытывают огромное удовольствие от соразмерности среды, от самого факта, что всё для них доступно и можно.

В течение адаптационного периода обязательно проводится встреча гида с родителями, на которой он рассказывает об успехах их ребёнка, устраняет их беспокойства и переживания.

Обычно первичный адаптационный процесс занимает от двух до четырёх недель, при прошествии которых ребёнок усваивает все правила группы, постигает все внутренние процессы и просто начинает обитать в Монтессори-среде, работая в ней и получая истинное удовольствие от реальности достижимости собственных целей.

Фото из архива Юрия Филёва

 



Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома



 

Приходите на «Монтессори-неделю для родителей детей 3-6 лет»
И научитесь определять потребности и освойте технику наблюдения за ребёнком. Старт 15 апреля!
Добавить в избранное Распечатать
×
Поделиться