Вход
изучение математики

Азиатский подход: как овладеть математикой в совершенстве?

В Великобритании с сентября этого года стартует эксперимент по внедрению азиатского подхода к овладению математикой в совершенстве, для апробации которого было отобрано 840 школ. Планируется, что через четыре года внедрение этого метода произойдёт в общей сложности в 8 000 школ, что составляет половину всех учреждений начального образования Англии. Первые исследования показывают, что азиатский подход мог бы значительно повлиять на достижения школьников и привести к радикальным изменениям в преподавании математики в начальных школах.

Что значит «овладение математикой в совершенстве»?

Учащиеся южноазиатских школ славятся на весь мир своими учебными достижениями. В 2015 году ведущие места в рейтинге лучших результатов тестирования по английскому языку и математике заняли Шанхай, Гонконг, Сингапур, Япония и Южная Корея, тогда как Великобритания занимала лишь 23-е место. Объединяет все эти страны единый подход к обучению математике так называемый maths mastery method – метод овладения математикой в совершенстве.

Бытует мнение, что дети в Южной Азии просто зазубривают материал, однако это не так. Несмотря на то, что в методе присутствуют элементы многократного повторения, дети вовлечены в процесс и активно работают. «Дети уверены, что лишь при усердных занятиях математикой они будут успешными», – подчёркивает пресс-секретарь Министерства образования Великобритании.

На обычном уроке в рамках данного метода ученики работают все вместе над одним и тем же заданием в одно и то же время. Дети используют предметы и картинки, чтобы наглядно представить математические понятия наряду с числами и символами. Например, используются детали конструктора «Лего» для сложения и вычитания чисел. Это позволяет ученикам визуализировать абстрактные идеи, и их математические навыки лучше отрабатываются. Таким образом, по мере освоения предмета они будут всё меньше нуждаться в наглядной опоре.

Темп уроков оживлённый, учитель постоянно задаёт вопросы, вызывает учеников к доске, спрашивает, как они размышляют, как находят варианты решения. По сути урок строится на комплексе коротких заданий, объяснений, наглядных примеров и обсуждении, а также на постоянной практике с целью улучшения запоминания информации.

Дети, конечно же, должны заучивать ключевые аспекты математики, такие как таблица умножения и правила сложения, чтобы освободить оперативную память и позволить мышлению сконцентрироваться на новых понятиях.

Азиатский подход в изучении математики

Школы Великобритании перенимают опыт Азии

Цель метода овладения математикой в совершенстве – повысить математические компетенции детей.  В странах Южной Азии, которые занимают первые места рейтингов образования, вероятность того, что дети в 15 лет будут функционально безграмотными, – то есть неспособными совершать основные математические действия, – на 10% ниже, чем в английских школах. Министерство образования Великобритании надеется сократить этот разрыв.

Метод, о котором идёт речь, может применяться на любом этапе обучения, поэтому школы смогут решить, в какой степени они будут использовать его наряду с со своей обычной методикой преподавания математики. Министерство образования Великобритании надеется, что школы совершат радикальные перемены в обучении математике, что приведёт к «возрождению» в её преподавании.

Всему этому предшествовала экспериментальная программа обмена, в рамках которой английские учителя обучались методике преподавания математики в Шанхайских школах. «Учителя, участвовавшие в Шанхайском обмене, вернулись в Англию довольные тем, насколько метод увлекает детей», – говорит пресс-секретарь Министерства образования Великобритании.

Сначала планируется обучить 700 учителей для того, чтобы помочь школам ввести метод овладения математикой в совершенстве. Школы будут подключаться через локальные математические центры – 35 специальных учреждений под управлением школ, обладающих передовыми технологиями обучения математике. Первые 840 школ, в которых будет введено использование подхода, уже отобрано, но в течение следующих четырёх лет их число значительно возрастет.

Каким образом данный подход приносит пользу детям?

Учителя, принимавшие участие в Шанхайском обмене, к новому подходу относятся с энтузиазмом. «В большинстве своём учителя позитивно оценивают подход. Таким образом, стимул для начала изменений даёт не только правительство, но и учителя», – замечает Министерство образования Великобритании.

Первые исследования показывают, что подход мог бы значительно повлиять на достижения школьников и привести к радикальным изменениям в том, как преподается математика в начальных школах.

Если ваш ребёнок в прямом смысле слова «борется» с математикой, вы, должно быть, забеспокоитесь о том, справится ли он с занятиями по новому методу. Однако британское Министерство образования убеждает, что метод подходит для большинства детей вне зависимости от их способностей.

«Каждый этап урока целенаправленный, целесообразный и точный, – говорит пресс-секретарь. – Если детям очень трудно справиться с новым материалом, им уделяется больше времени на то, чтобы они его поняли и усвоили. Потребности более сильных учеников также удовлетворяются: если они хотят разобраться в более трудных правилах, им задаются специальные, более сложные вопросы на размышление и поиск решения, которое они впоследствии могут продемонстрировать всему классу».

По утверждению специалистов, главным отличием, которое родители заметят при успешном внедрении метода, будет значительное улучшение знаний, умений и навыков в математике. Пресс-секретарь Министерства образовании Великобритании говорит: «Родители будут замечать, как их дети становятся более компетентными в математике и грамотно используют в речи математические термины».

Перевод: Екатерина Голубкова

Читать по теме:

5 занятий для раннего счёта

Освоение математики в методе Монтессори

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.