Вход
слабая воля ребёнка

Слабая воля ребёнка: преодоление в Монтессори-среде

В жизни есть много активностей, которые мы не любим. Но чаще всего и для детей, и для взрослых неприемлемы те действия, в которых, в силу разных причин, не получается разобраться. Интересно делать то, что хорошо получается, и быть «удачником», и наоборот. Единицы, которыми мы заслуженно восхищаемся, преодолевают себя, проявляют характер, добиваясь разносторонних успехов вопреки, а не благодаря. А начинается это ещё в детстве: «Не умею хорошо играть в шахматы, значит, мне это не интересно»; «Не получается попасть ногой по мячу – не футболист, значит»; «Не получается сразу поехать на велосипеде – небольно-то и хотелось, не буду больше учится кататься на нём»; «Если мышцы слабы, постараюсь лишний раз не двигаться»... Понятно, что не могут все быть успешными во всём. Очень часто причина кроется в нарушении механизмов волевого процесса.

Про некоторых детей педагоги говорят: «Учится плохо, зато поведение хорошее – очень послушный ребёнок». Такие дети тихие, спокойные, если не сказать робкие, чаще молчат, а если и говорят, то тихим голоском. В этих детях просто преобладает процесс торможения. Им нужна активность, большее количество импульсов-побуждений к деятельности, но чаще их оставляют наедине со своей слабостью, и она их затягивает, словно болото. Есть и другая категория детей – «Не может усидеть на месте, лезет, куда не следует, ему больше всех надо, шумит постоянно» – ребёнок просто крайне возбудим, но таких чаще всего воспринимают, как нарушителей спокойствия и порядка, а то и вовсе выносится приговор – невоспитанные. На деле, и в том, и в другом случае нарушено равновесие между процессами торможения и возбуждения. Случай достаточно распространённый. И несмотря на разницу в симптоматике, проблема одна – слабая воля ребёнка.

слабая воля ребёнка и метод Монтессори

В среде Монтессори эта проблема решается при помощи свободной деятельности. Заинтересованные дети, полностью погружённые в свою самостоятельно выбранную деятельность, работающие достаточно продолжительными циклами, – это отличный призыв-приглашение для безвольных детей (возбуждение). Разумная последовательность движений, направляемая чёткой последовательностью осваиваемых упражнений, позволяет легковозбудимым детям развить умение сдерживать себя (торможение). Чрезмерно стеснительный ребёнок, получает возможность для экспериментирования в самостоятельной деятельности. В общем, каждый ребёнок, работая в Монтессори-среде, имеет множественные возможности для восстановления баланса своих индивидуальных волевых процессов: слабые имеют возможность стать сильнее, а сильные – совершенствуются.

Дисбаланс волевого механизма опасен, и чем дальше заходит этот процесс, тем более разрушительным он становится. Крен в сторону возбуждения чреват излишней импульсивностью, необдуманностью поступков. Ребёнку сложно доделать выбранное упражнение до конца, он быстро перескакивает от одного действия к другому. Полностью реализовать свои таланты такой ребёнок может, лишь ежедневно тренируя свой «модуль торможения» при помощи свободного выбора, каждый раз доводя начинание до логического завершения и убирая материал на место. Движения такого ребёнка постепенно перестают быть порывистыми, они становятся плавными и грациозными. Ему необходимо плавное увеличение количества доступных к преодолению сложностей.

слабая воля ребёнка и Монтессори-метод

Ребёнок с доминантой торможения часто может быть несчастен, в глубине души он жаждет движений. Сотни невысказанных слов и нереализованных порывов, не находя выхода, терзают его, но он наоборот замирает-замолкает. Такой ребёнок старается уклоняться от работы и социальных взаимодействий, демонстрирует нарочитое безразличие. Важно дать возможности для раскрытия потенциала, вдумчиво выслушать, если он говорит, дать вовремя поддержку и стать опорой, не дожидаясь прямых просьб о помощи. Для такого ребёнка важен материал, через который он получит желаемое взаимодействие, включённое непосредственно в ткань презентации (переноска стола, плетение шнурка, беседа, любые групповые активности).

Тренировка воли в процессе свободных упражнений выравнивает процессы возбуждения и торможения и помогает детям с различными степенями превалирования одной из функций (возбуждение-торможение) над другой. Но следует добавить, что достижение индивидуального равновесия ещё не говорит о создании волевой личности, это только самое начало пути к вершинам сильного характера. Такой человек упорен, верен своему слову и своим привязанностям. Мы должны помогать развитию ребёнка, опираясь, прежде всего, на его собственное чутьё в выборе характера собственной деятельности. Мы должны следовать за ребёнком, а не руководить его культурным развитием. Отрывая его от самостоятельно выбранных занятий, чтобы заставить его заняться чем-то более полезным, с нашей, взрослой точки зрения, вынуждая его отложить очередное мытьё стола, к примеру, ради арифметики или написания букв, мы путаем средство с целью и нарушаем целостность личности ребёнка. Мы должны помнить, что ребёнок занят гораздо более важным делом: самопостроением себя – ЧЕЛОВЕКА.

На фото: Международный Монтессори-центр «Отрада»

Читать по теме:

«Газ», «тормоз» и развитие детской воли

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.