Главная Избранное Часто задаваемые вопросы: социализируются ли дети в Монтессори-классе

Часто задаваемые вопросы: социализируются ли дети в Монтессори-классе

Часто задаваемые вопросы: социализируются ли дети в Монтессори-классе
Добавить в избранное Распечатать

В статье «Монтессори-класс 3–6: а как же социализация?» Монтессори-педагог Лори Борн рассказывала об особенностях общения детей дошкольного возраста. Теперь мы хотим поделиться мыслями и аргументами Эмили, автора проекта по онлайн-обучению Монтессори-педагогов и родителей Age of Montessori.

— Недавно я читала форум, на котором обсуждали Монтессори-метод, и наткнулась на следующий комментарий:

«Система Монтессори не фокусируется на социальном взаимодействии между детьми. Монтессори делает упор на развитие самостоятельности: ученики «работают с материалами», созданными с учётом их возраста и периодов в развитии. Я наблюдала: дети в Монтессори-классе действительно самостоятельные, уверенные и гордые.

Тем не менее обстановка более строгая и спокойная по сравнению с другими дошкольными учреждениями, поскольку ученики занимаются индивидуально или по 2–3 человека. Если работает вся группа, то часто присутствует учитель, поэтому основное внимание уделяется проекту, а не общению, решению проблем и развитию социальных навыков.

А больше всего дошкольникам нужно учиться взаимодействовать со сверстниками. Это понадобится им в начальной школе, при общении с братьями или сёстрами».

Я уже не в первый раз слышу эту мысль и считаю её заблуждением, хотя и распространённым. Но я понимаю, как люди приходят к такому выводу. Метод Монтессори действительно развивает самостоятельность через индивидуальную работу. И дошкольники часто предпочитают проводить большую часть своего времени в одиночестве. Тем не менее Монтессори также придаёт большое значение развитию социальных навыков.

«…Мы должны начать нашу работу с подготовки ребёнка к формам общественной жизни, привлекая его внимание к ним», — Мария Монтессори

Мария Монтессори писала, что все дети проходят через естественные, врождённые этапы развития и учатся в соответствии с ними. Дошкольники развивают личность, то есть чувство собственного достоинства, и часто предпочитают работать индивидуально.

Успешная социализация детей дошкольного возраста

Девочки занимаются вместе с числовыми штангами

Они могут заниматься рядом с другими детьми, наблюдать за ними и учиться у них, но лучше всего у дошкольников получается сосредоточиться и усваивать знания самостоятельно. По мере взросления они начинают проявлять большую заинтересованность в совместной учёбе. Система Монтессори уважает эту естественную склонность развивающегося человечка. У него есть свобода выбора: работать самостоятельно, если нужно, или в группах и помогать друг другу.

«Опыт наших школ показывает, что дети разного возраста помогают друг другу. Младшие наблюдают, что делают старшие, и просят им объяснить. В общении между двумя детьми существует такая гармония, какую редко найдёшь между взрослыми и маленьким ребёнком», — Мария Монтессори

В Монтессори-школах учеников также учат проявлять уважение, быть вежливыми и учтивыми согласно обычаям и культуре общества, в котором они живут. Эта часть программы Монтессори называется «Вежливость и этикет».

Каждый день в школе ученики правильно приветствуют друг друга, используют «спасибо» и «пожалуйста» и устанавливают зрительный контакт во время разговора. На групповых занятиях они учатся слушать друг друга, соблюдать очерёдность и следовать указаниям.

Дошкольников в Монтессори-среде поощряют вежливо выражать свои чувства и проявлять уважение к взрослым и сверстникам. На самом деле большая часть классной среды — это и есть уважение. С детьми уважительно разговаривают и учат их ценить друг друга, учителей, родителей и то, что их окружает. Дети видят, что с ними общаются с уважением, которого они заслуживают, и учатся вести себя так же по отношению к другим.

«Любопытно наблюдать, как мало-помалу они начинают ощущать, что составляют сообщество, которое функционирует как таковое. Достигнув этого уровня, дети перестают действовать бездумно, а ставят на первое место интересы группы и стараются ради её блага», — Мария Монтессори

На первый взгляд, спокойный Монтессори-класс может показаться не самым лучшим местом для социализации. Но в Монтессори дети могут и действительно учатся вести себя вежливо, уважительно взаимодействовать, решать проблемы и работать сообща.

Фактически большая часть «спокойного» поведения, считающегося результатом «строгости», на самом деле результат удовлетворённости. Дети, потребности в развитии которых удовлетворяют, становятся радостными учениками и почтительными членами общества.

«Может создаться впечатление, что этих детей держат в чрезмерной строгости, однако в их действиях совершенно отсутствует робость. Их яркие глаза, весёлые, умиротворённые лица и готовность пригласить других наблюдать за их работой… даёт нам понять, что мы находимся в обществе людей, которые чувствуют себя как хозяева у себя дома», — Мария Монтессори

Источник: ageofmontessori.org

Перевод: Мария Петренко

Фото: Монтессори-школа LePort

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Интересное на Монтессори.Дети

О методе Монтессори

Как кормить грудью новорождённого

1 комментарий
Монтессори дома

Пальчиковые игры и игры с движениями для дошкольников и младших школьников

Практика воспитания

Три европейские методики: Вальдорф, Монтессори и Реджио Эмилия

Практика воспитания

10 идей, как успокоить перевозбуждённого ребёнка

Практика воспитания

Проводим дома опыты с сухим льдом