Вход
Школа будущих космонавтов

Чем похожи родители и космонавты?

Сейчас я хочу обратиться к вашим воспоминаниям. Вспомните урок в школе или лекцию в техникуме, университете, даже на занятии по теории в автошколе, когда преподаватель очень долго говорил. Его речь не прекращалась полчаса, час, может быть, больше. Возможно, на этом занятии вы как раз начали новую тему, и он сначала ввёл пару определений под диктовку, потом утвердительно сказал: «Думаю, это понятно». Затем он перешёл к более сложным вопросам. Возможно, вы потеряли связь с темой уже тогда, а возможно – в последующие полчаса или час. Когда его речь, наконец, закончилась, он замолчал на несколько секунд и спросил: «Вопросы по этой теме есть?».

Я хочу, чтобы вы вспомнили именно это чувство. Те несколько секунд, которые пройдут от этого вопроса до фразы: «Тогда переходим к следующей теме». Вспомните, как вы за несколько секунд тщетно пытались понять, что же именно пошло не так и почему вы ничего не поняли. Вы пытаетесь сформулировать вопрос, но либо понимаете, что он прозвучит глупо, либо не можете ухватить мысль совсем. Вы всё поняли в целом, и ничего – в частности. У вас нет вопросов.

Это чувство знакомо многим со школы. Нам, возможно, кажется, что так и должно быть: вопросов нет, в классе тишина, переходим к следующей теме. В университете к нежеланию показаться глупым добавляется новый оттенок: нежелание поставить в неудобную ситуацию преподавателя, если он не найдёт, что ответить на неожиданный вопрос.

Сколько вокруг нас родителей, которые с детства всем своим поведением (а иногда и прямым текстом) учат ребёнка: «Помолчи – за умного сойдёшь»? Сколько вокруг нас людей, на самом деле не разбирающихся в сути предмета, с которым они связывают свою жизнь? Сколько преподавателей, не готовых привести пример того, о чём они толкуют несколько часов подряд, и не способных объяснить другими словами, если их об этом попросят?

Когда дети развиваются, они испытывают естественную потребность получать информацию о мире. Они задают вопросы вам – родителям. Как вы реагируете на них? Готовы ли отвлечься от «ленты» в соцсетях или домашних дел, чтобы сказать: «Это интересный вопрос. Давай порассуждаем вместе?». Задаёте ли вы сами вопросы вслух, чтобы побудить ребёнка узнать что-то новое? Готовы ли вы адаптировать свои знания к тому уровню, на котором ребёнок вас поймёт, или вам будет достаточно просто показать, какой вы умный?

Так много вещей, которым мы можем научить детей. Задавать вопросы – самому себе, преподавателям, энциклопедиям и интернет-поисковикам. Строить диалог, добираться до сути вещей, исследовать вопрос, не отступать. Не довольствоваться поверхностными знаниями. Но для того чтобы научить этому детей, нужно научиться самому.

Мы запускаем новый проект в рамках сообщества «Монтессори.Дети» – «Школа будущих космонавтов». Его цель – обеспечить родителей всеми необходимыми инструментами для осознанного родительства. Космонавт должен быть готов ко всему: к перегрузкам, к выходу в открытый космос, к необходимости применить на практике знания по агрокультуре или математике, к починке бортового компьютера, к общению с представителями других цивилизаций. Родитель тоже должен быть готов ко всему: к необходимости объяснить, что такое квадратный корень и почему вымерли динозавры, к совместному решению задач по математике, вопросов межличностного общения на детской площадке и многому другому! От рождения до двенадцати лет главная миссия ребёнка – исследование мира вокруг, а миссия родителей – дать ему материалы для исследования, отвечать на его вопросы, не дать угаснуть той естественной тяге к знаниям, которая свойственна каждому ребёнку. «Школа будущих космонавтов» поможет в этом.

Наталья Журавлёва

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.