Вход
ребёнок отказывается заниматься в детском саду

Есть ли дети, которые не занимаются в Монтессори-среде?

Читая работы Марии Монтессори, мы поражаемся тому, как сосредоточенно дети работают в среде. Современные наблюдения в Монтессори-классе подтверждают слова Марии Монтессори. При этом многие педагоги и родители, недостаточно знакомые с теорией и практикой Марии Монтессори, закономерно интересуются: неужели дети с интересом и удовольствием занимаются в течение довольно длительного времени? Есть ли дети, которые не занимаются на занятиях?

Да, такие дети есть.

Считается, что в детские Монтессори-сады лучше всего приводить детей в раннем возрасте, желательно не старше четырёх лет. Если это условие выполняется, т. е. ребёнок попадает в среду до четырёх лет, то обычно проблем не возникает. Ребёнок проходит период адаптации и нормализуется в среде. Однако есть и исключения из правил. Иногда в среду попадают дети, которым пять или даже шесть лет. Как показывает мой опыт, это как раз та самая группа риска. Именно среди детей среднего дошкольного возраста встречаются те, кто не занимаются на занятии. Но дело совсем не в возрасте. Это те дети, родители которых стараются «дать детям всё».

Пример. Вове 5 лет. Он занимается спортом 4 раза в неделю, 2 раза в неделю музыкой и 2 раза в неделю английским языком. До посещения сада по системе Монтессори Вова ходил в обычный детский садик. Обычно мама несколько раз в неделю забирала Вову сразу после обеда и везла на занятия. Обилие занятий привели к переутомлению и нервному истощению ребёнка. Обычно Вова без энтузиазма ехал на занятия и старался избежать их. Именно из лучших побуждений мама перевела Вову из обычного садика в Монтессори-сад. Однако на занятиях Вова не занимался. Иногда он рассматривал картинки в книгах, иногда играл, но чаще всего Вова просто лежал на ковре, порой даже засыпал. Так прошло несколько месяцев…

ребёнок отказывается заниматься в детском саду по Монтессори

Здоровый ребёнок, который не перегружен занятиями, достаточно быстро включается в работу и чувствует себя комфортно.

Обычно дети адаптируются в среде достаточно быстро. Но в случае Вовы этого не произошло. А. Нилл в своей книге «Воспитание свободой» описывает похожие примеры. Он пишет, что в его школе новоприбывшие дети обычно ничего не делают всего несколько дней, а потом начинают ходить на занятия и включаются в учебный процесс. И также он приводит единичные примеры детей, которые бездельничали месяцами. Загруженность Вовы привела к мощному нервно-психическому напряжению. Единственный доступный способ, который мог использовать ребёнок – это отдыхать во время занятий. Ведь мама всё так же возила мальчика на занятия, а этих занятий мальчик избежать не мог.

Есть и ещё одна группа детей, которые отличаются от обычных обитателей Монтессори-среды. Это те дети, которые уже имеют достаточно длительный (год-два) опыт пребывания в традиционном детском саду. Справедливости ради нужно сказать, что большинство детей нормально адаптируются в среде Монтессори. Однако есть дети, которые не знают, чем заняться (не могут выбрать себе пособие для работы) и достаточно быстро устают. Это те дети, которые уже привыкли делать то, что говорит педагог, и им сложно перестроиться. Им сложно выбрать занятие, потому что до этого обычно всё всегда выбирали за них. Этим детям очень нужна помощь наставницы или наставника, который покажет им возможность выбора.

Таким образом, активность ребёнка на занятиях может служить индикатором его состояния. Здоровый ребёнок, который не перегружен занятиями, достаточно быстро включается в работу и чувствует себя комфортно. Слишком длинный период адаптации – это повод обратить внимание родителей на существующие сложности. Это повод к изменению ситуации.

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.