Вход
Монтессори-среда своими руками

Мир детства

На конкурс «Наш Монтессори-дом» пришло письмо от Ирины Щиколодкиной. Вот что Ирина рассказывает о Монтессори-среде у себя дома:

– В семье двое детей. Сыну скоро будет 4 года, а дочке 1 год.

На протяжении 10 лет я присматриваюсь к Монтессори-педагогике. Сама 10 лет назад закончила курсы Монтессори-педагога при колледже. Но потом сфера занятости поменялась. И интерес к Монтессори-системе проявился с появлением детей. Но с первым ребёнком воплотить в жизнь у себя дома систему М. Монтессори не получалось.

С появлением второго ребёнка, мне захотелось реализовать свою давнюю мечту. И муж меня подержал.

Дети у нас домашние, в садик со старшим сыном не ходим. Поэтому мы захотели создать «мир детства» для своих детей. Примерно 50% материала мы с мужем сделали сами, не так уж и сложно что-то сшить или сколотить, склеить, прикрутить для своих детей.

Постараюсь подробно описать, что сделали в трёхкомнатной квартире. Две комнаты выделили для детей.

Одну комнату выделили под игрушки-пособия. Поставили 3 стеллажа (разного размера).

Низкие полочки, стол и стул по росту ребенка – домашняя Монтессори-среда

Один стеллаж для дочки (одноуровневый), там игры для неё:

– доска с дверцами-замочками;

– эвристическая корзина;

– сенсорные мешочки;

– пирамидка;

– разные (по размеру) кубики, там же кубики-вкладыши;

– корзина с разными шарами (по размеру и текстуре);

– ракушки (разные по размеру, форме, цвету, текстуре);

– гвоздики с молоточком;

– шумовые баночки;

– музыкальная корзина (барабан, трещётка, бубен и бубенцы, колокольчики, металлофон).

Рядом синтезатор. Сейчас интересен всем: и сыну, и дочке, и мужу.

Небольшой синтезатор для ребенка

Другой стеллаж – с 3 полками – с пособиями на логику, математику и космическое воспитание (нижняя полка доступна для маленькой дочки, повыше – уже для сына).

Третий стеллаж: 6 полок (он не высокий, всего 1,5 метра высотой), материалы на развитие моторики (бусины с пинцетами, разные виды замочков, мини-песочница), театрально-творческая деятельность (герои сказок) и материалы по развитию речи (алфавит, кубики Чаплыгина, карточки Домана со словами, «Сложи слово»), материалы для творчества (рисование, лепка, аппликация, репродукции).

Вторую комнату (поменьше) выделили под спорт и ручной труд. Сейчас там верстак (настоящий) с инструментами. И будет спортивный комплекс.

В прихожей – турник с кольцами и качелями, мат, ортопедический коврик.

Уголок, в котором ребенок может учиться

Какие дополнительные «удобные» для детей условия сделаны в духе Монтессори (для нас они кажутся обычными и нормой, если кто-то приходит в гости, то уже заинтересовывается или удивляется):

  1. Дети спят на матрасе на полу, чтобы не упасть. Пока дети маленькие, мы отказались от большой кровати. Её разобрали и оставили большой матрас, сейчас дети спят на нём. Когда не нужно – его поднимаем и освобождается место для игры, катания не велосипеде, самокате.
  2. Есть маленькие стол и стульчики (для ручного труда и творчества).
  3. Подставка-лестница, чтобы ребёнок мог достать, что нужно.
  4. Стены расклеены карточками (Домана), материалами из пособий «7 гномов», репродукциями картин. Хочется, чтобы дети впитали, насмотрелись, заинтересовались.

А главный принцип, который используем – делаем всё вместе: убираемся вместе, пылесосим вместе, пол моем – вместе, цветок вместе сажаем, посуду вместе моем, ремонтируем вместе. У нас нет разделения на взрослое и детское дело. Если папа что-то ремонтирует, и в силах ребёнка помочь, поучаствовать, мы поддерживаем. Если я готовлю пирог, торт, то любимое дело сына – взбивать миксером.

Ребенок с помощью инструментов мастерит что-то

Какие плюсы:

  1. Дома сохраняется порядок, т. к. ребёнок знает откуда взял игрушку и куда её поставить. А за младшей дочкой, я сама успеваю прибирать.
  2. Хорошая ориентация в пособиях-игрушках всех: и папы, и мамы, и сына. Теперь муж и сын всегда знают, где лежит тот или иной материал. Причём дочка уже тоже стала ориентироваться в стеллажах. Если я говорю, пойдём найдём юлу, она спокойно меня ведёт или сама ползёт к юле, мячу и т. д.
  3. Экономия времени на уборку и объяснение, где найти, куда положить.
  4. Экономия денег: я вижу, что в логическом материале у меня достаточно пособий, а в космичеком нужно ещё что-то сделать или купить. А ранее покупалось первое понравившееся или заинтересовавшее меня в ущерб другому направлению. Сейчас я всё-таки стараюсь, чтобы во всех направлениях было одинаково материала.
  5. Знаю куда двигаться, в каких направлениях ещё нужно развивать детей и обустраивать среду. Видно, чего не хватает.
  6. Растим помощников, т. к. дети активно включены в нашу повседневную жизнь, дела.

А главное для детей:

– поддерживается самостоятельность и активность (сын сам выбирает деятельность, чем заняться, дочка пока частично);

– сын стал независимым;

– ориентируется в пространстве квартиры, комнаты, знает, что где лежит, быстро находит;

– ребёнок приобщается к труду взрослых и развивается.

Поделка, которая висит на стене на уровне глаз ребенка

Планы:

Ищем спортивный уголок (обсуждаем модель и изготовителя). Хочется, чтобы он был многофункциональным и для разных возрастов. Сразу скажу, что был «Ранний старт», который активно использовался до трёх лет, потом его продали, так как муж и сын очень активные, спортивные и выросли из него.

Для нас мы поняли: интересно жить, когда есть хобби, увлечение. А самое замечательное, когда это увлечение – твои дети. Столько радости испытываем, когда создаём развивающее пространство, мир, в котором дети счастливы и реализовывают свои потребности. И столько ещё планов впереди. Столько интересного хочется сделать, помочь новым детским открытиям.

А главное – продлить детство своим детям и себе!

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.