Вход
детство без игрушек

Монтессори-класс: детство без кукол? Часть вторая

Та ролевая игра, которая помнится нам как традиционная, – это уровень этапа 4. Детям даётся кукла, одежда, кукольная посуда, предметы, символизирующие заботу о малышах (колясочки, сосочки и т. п.). Дети манипулируют этими макетами и имитируют общение взрослого и ребёнка. Если им ничего специально не показали – значит, они имитируют, в основном, только обращение родителей с самими собой. Если что-то покажут – то повторят показанное. Личный опыт обращения с собой-младенцем практически никто не помнит, так что если ребёнок пеленает или качает куклу – значит, всё-таки он видел взрослого с реальным малышом или ему дали некое подобие презентации с этими моделями-игрушками. Если нет – дети будут с остервенением возить туда-сюда коляску, и ничего больше, либо они начнут обращаться с куклой-младенцем как с куклой-ребёнком своего возраста, потому что задача и возможность ребёнка – не изобретать культурные способы, а впитывать их.

Сюжетно-ролевая игра с куклами – наше старое доброе прошлое, которое худо-бедно служило подспорьем нам в освоении взрослых деятельностей как родителя.

На уровне этапа 5, в консьюмеристском варианте, история с куклами трансформируется. Во-первых, в Барби и всех её аналогов, кукол, которые уже не модель малыша, а модель взрослой жизни потребителей. Коллекция кукол, коллекция друзей к ним и вещи-вещи-вещи-вещи, и вещи для расстановки вещей, каталоги вещей, мода вещей…

Во-вторых, в кукол-младенцев. Но здесь живую игру теснит соревнование «чья кукла-младенец будет больше похожа на живого». Что не отменяет специальной олимпиады по обладанию большим количеством принадлежностей, в этом производители кукол-младенцев не намерены уступать производителям кукол-взрослых. Всё это веселье приправлено толикой завлекательной робототехники. Но практически кормёжка младенца-робота пластиковой кашей для пластиковой дефекации довольно сложна и малоинтересна для маленьких детей.

нужны ли ребёнку игрушки

Сюжетно-ролевая игра с куклами – наше старое доброе прошлое, которое худо-бедно служило подспорьем нам в освоении взрослых деятельностей как родителя.

Наконец, что в Монтессори-классе? На первый взгляд, там ни младенцами, ни их моделями и не пахнет. Но если присмотреться внимательно к тем самым непрямым целям материалов, то мы обнаружим длинный список компетенций.

  • Осваивая всё необходимое для личной самостоятельности и независимости, ребёнок учится всему тому, в чём и нужна помощь младенцу: одеться или переодеться, посадить (себя, но можно и не себя) на горшок, привести среду в порядок, если это не удалось, ребёнок учится просить помощи и оказывать её по просьбе.
  • Ребёнок учится говорить и петь, он впитывает манеру говорить с ним так, чтобы ему было легче выучить язык – и может использовать «родительский язык» с младшими.
  • Ребёнок пытается сотрудничать со своими разновозрастными соучениками –в тоддлер-классе это часто дети, которые ещё не говорят.
  • Дети впитывают модельное поведение взрослого в классе и продолжают реагировать на беспорядок в среде спонтанным уходом за средой, хотя сензитивный период порядка проходит, когда им просто приятно знать, где что должно находиться. Уборка и забота о среде как демонстрация знания сменяется именно привычкой заботиться о себе, о среде, и дети часто разделяют эту заботу друг с другом, помогая друг другу. Я сама была многократно тому свидетелем.

Если старшие дети выказывают нежелание заботиться о младших в Монтессори-классе, значит ли это, что они спонтанно никогда не проявляли заботы? Боюсь, что тогда это очень тревожный симптом серьёзных просчётов педагога. Но, может быть, это значит, что они не всегда отвечали согласием на просьбу помочь? Так это скорее свидетельствует о том, что они достаточно независимы, чтобы не следовать просьбе взрослого без достаточного на то собственного желания. Они не послушались требования помочь? Но разве требование помощи – это не оксюморон? Дети не обязаны заботиться о младших. Взрослые обязаны, дети же могут, если хотят. Мы, взрослые, знаем, что это им пойдёт на пользу, но, как и все другие, это открытие дети должны сделать самостоятельно, поэтому задача взрослого – помочь этому желанию расти свободно и иметь достаточно умений для реализации заботливости.

А всё вышеперечисленное как раз и есть основа того, чтобы уметь заботиться о других, в том числе и младших.

нужны ли игрушки в детстве

Если всё идёт хорошо, то ребёнок спокоен, уверен в себе, что составляет необходимое условие для того, чтобы быть щедрым, заботливым, альтруистичным.

Ребёнок учится быть вежливым и любезным, что есть внешне оформленная сторона заботы. Если всё идёт хорошо, то ребёнок спокоен, уверен в себе, что составляет необходимое условие для того, чтобы быть щедрым, заботливым, альтруистичным. Многолетняя практика подтверждает идею Монтессори о том, что почти все капризы – это следствие фрустрации, неудовлетворённости потребностей ребёнка, что именно этим детям не хватает сил и времени на сострадание, терпение, заботливость. В Монтессори-классе ребёнок, чьи потребности в развитии удовлетворяются, спокоен и уверен в себе достаточно, чтобы хотеть заботиться о других – а это действительно важнее практических навыков.

Детям эпохи консюмеризма не достаёт как раз мотивации. Они не просто не умеют заботиться, они отучаются этого хотеть. Именно отучаются: как показывают последние этологические исследования, альтруизм и заботливость – врождённые качества всех млекопитающих, и в большей степени представлено это свойство у более развитых. Человек же превзошёл всех своих предков и братьев не только в эгоизме, но и в альтруизме тоже. Следование за ребёнком таким образом позволяет ребёнку раскрывать эти врождённые склонности, эти человеческие тенденции. А наука следовать за ребёнком, но не оставить его идти одного, и есть научная педагогика. Так что самый точный короткий ответ на вопрос: «На каком материале учатся дети в Монтессоре-классе уходу за младенцем?» – «В какой-то степени на каждом». Но в наибольшей степени, обучающей является сама организация жизни детей в классе Монтессори и атмосфера в семье. Информировать родителей – тоже вполне задача Монтессори-педагога. Нет смысла навязывать знания, но ответить на запрос и показать, в отношении чего запрос может быть сделан, Монтессори-педагог может. Есть смысл иметь если не литературу, то список таковой, чтобы помочь родителю сориентироваться в океане информации различного качества. В дополнение к тому, педагог выступает моделью поведения не только для детей, но и, в некоторой степени, для родителей, что также вносит малую лепту в копилку помощи жизни.

Монтессори-класс: детство без кукол? Часть первая

Анна Федосова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.