Вход
Визуал, аудиал, кинестетик

Дети: пять органов чувств

Как я уже упоминала в предыдущих статьях, восприятие мира через органы чувств – важный фактор развития ребёнка. Давайте поговорим об этом подробнее в контексте арт-терапии.

Наверное, многие из вас слышали такие термины, как «визуал», «аудиал», «кинестетик». Они обозначают склонность человека воспринимать мир преимущественно через один из органов чувств. Визуал больше смотрит, аудиал слушает, кинестетик чувствует и ощущает.

У наших детей зачастую уже с первых лет жизни начинает проявляться склонность к какому-то конкретному каналу получения информации. При этом важно развивать все органы чувств: это существенно обогатит жизнь ребёнка, будет способствовать его более гармоничному, цельному развитию.

Зрение

Зрение даёт нам информацию о форме, цвете, размере объектов окружающего мира. Это, пожалуй, важнейший канал восприятия информации в современном обществе. Занятия творчеством, арт-терапией с детьми позволяют активно и комфортным образом развивать визуальный канал восприятия. Работая с детьми, всегда важно делать упор на вопросы: какие цвета/формы/размеры предмета тебе нравятся сейчас? В этом и состоит один из целительных аспектов творчества и арт-терапии: мы используем те материалы, способы выражения, образы, которые будут приятны нашим органам чувств.

Мама и маленький мальчик смотрят на апельсин

Упражнение «Красивая планета»

Заранее на листе бумаги рисуется окружность, сопоставимая с размером головы ребёнка. Предлагаем малышу нарисовать или наклеить в круг всё то, что ему нравится и кажется красивым. Упражнение направлено на развитие навыков рефлексии, на соединение с ресурсными состояниями человека, на возвращение чувства цельности (перекличка с техникой «мандала»).

Слух

Через этот канал мы слышим мир, воспринимаем человеческую речь, в том числе её громкость, интонации. Очень важно развивать этот канал восприятия: без него коммуникация с человеком крайне затруднена.

Прослушивание классической музыки – отличный вариант развития этого органа чувств. Важно выбирать музыку, которая нравится ребёнку.

Малыш слушает музыку в наушниках

Обоняние

Ощущение запахов тесно связано с нашей эмоциональностью. Крайне важно не только воспринимать запахи, но и идентифицировать их как приятные или неприятные. Зачастую данная способность помогает человеку избежать взаимодействия с тем, что может ему повредить (например, несвежая или неподходящая данному человеку пища).

Маленькая девочка нюхает цветок

Упражнение «Почувствуй запах»

Ребёнок закрывает глаза. По очереди к его носу подносят разные пахнущие предметы (лучше природного происхождения): мандарин, апельсин, лимон, корень имбиря, лук, палочки корицы, свежий хлеб и так далее. Задача ребёнка: угадать, что это за предмет, и охарактеризовать запах (приятный, неприятный, резкий, сладкий, слабый).

Осязание

Осязание – получение информации о мире через прикосновения. Таким образом мы можем оценить температуру, форму, особенности поверхности предметов.

Упражнение «Угадай, что это!»

В непрозрачный мешочек складываются предметы необычной формы и/или поверхности. Ребёнок с закрытыми глазами вытаскивает предмет, угадывает его и описывает поверхность.

Вкус

Чувство, связанное, прежде всего, с питанием человека. Вкус даёт возможность понять, съедобен или несъедобен предмет, а также определить его характеристики (солёный, сладкий, горький, кислый).

Мальчик пробует лимон и кривится

Для развития вкуса я предлагаю играть с детьми в «Угадай, что это!», но вместо запахов ребёнку, закрывшему глаза, дают попробовать что-то съедобное разных вкусов. Как и в упражнении про запахи, очень важно описать, какой вкус у предмета (приятный, неприятный, сладкий, кислый и так далее).

Объединяем воедино

Здорово, когда в игре или упражнении задействованы разные органы чувств. На этом принципе основан интермодальный подход в арт-терапии. Подобные игры, как правило, интересные увлекательные и очень полезные для развития ребёнка!

Упражнение «Чудо на ладошке»

Ребёнок закрывает глаза, а родитель даёт ему в руки какой-то предмет (лучше, если это будет нечто природного происхождения с выразительной формой и фактурой). Сначала ребёнок исследует предмет тактильно, а потом открывает глаза и изучает его уже с помощью других органов чувств (визуально, на запах). После этого сочиняется история про этот предмет.

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.