Вход
дети вместе балуются

Что делать, если дети вместе балуются за едой?

У редакции «Монтессори.Дети» спрашивают:

– Добрый день! У меня дочки-близняшки, 3 года 9 месяцев. Ситуация следующая: за принятием пищи они балуются с едой, хохочут, вертятся, меня не слышат, видят только друг друга и копирую друг друга. Одна что-то изобразила, вторая – повторила. В общем принятие пищи у нас всегда целый спектакль! То же самое, когда мы одеваемся, раздеваемся и т. п. Сфокусировать их на всех этих вещах очень сложно, уже появилось желание их разводить по разным комнатам, чтобы могли поесть и одеться, но тогда они впадают в истерику. Как быть – не представляю... Помогите, дайте совет, пожалуйста!

На вопрос отвечает детский психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Сложно увидеть ситуацию в целом по очень общему описанию, поэтому я выдвину несколько гипотез наудачу, может быть что-то окажется полезным.

Во-первых, есть ощущение, что количество детей не играет такой большой роли, какую вы ему приписываете. Ситуация во многом напоминает распространённые трудности родителей с устанавливанием границ и правил, и причины этих трудностей различны. Иногда родители недостаточно последовательны, и это дезориентирует детей: они не понимают, вот это конкретное «можно» и «нельзя» – насовсем или нет, всерьёз или пока ещё время терпит, а момент «терпение лопнуло» ещё не наступил. Подробнее об устанавливании границ и правил можно почитать и на ресурсе Монтессори.Дети, и в литературе.

То, что дети не хотят быть порознь, можно использовать и в качестве естественного последствия их выбора (что ни в коем случае нельзя путать с наказанием). Что-то вроде: «Нельзя разговаривать, пока вы жуёте. Либо вы молчите во время еды рядом, либо едите в разных комнатах или по очереди». Вы предоставляете детям выбор, к которому относитесь со всем уважением, и у их выбора есть дальнейшие последствия. Разумеется, идею разделения как последствия можно считать хорошей только в том случае, если девочки всё-таки более-менее умеют делать что-либо самостоятельно и независимо друг от друга. Если же они не достаточно хорошо отделяют себя друг от друга и привыкли быть в ситуации дуэта, то лучше сосредоточиться на том, как создать больше приятных ситуаций. Таких, в которых каждая могла бы действовать самостоятельно, без оглядки на сестру, прислушиваясь к собственным желаниям и ощущениям, чтобы они могли научиться быть наедине со своим «я», а не только наедине со своим «мы».

Иногда родители совершают какие-то «технические» ошибки, связанные с тем, что они недостаточно учитывают возрастные особенности детей. Например, говорят слишком быстро, слишком пространно, начинают говорить до того, как завладели вниманием ребёнка, или что-то ещё. Нередко плохую шутку играет с родителями чрезмерная заботливость: если детям не предоставили достаточно пространства для самостоятельности, в какой-то момент они, с одной стороны, теряют интерес к тому, чтобы учиться делать что-то самим, а с другой – откровенно скучают, пока родители делают за них то, что они могли бы сделать сами.

Такая ситуация типична для одевания: поначалу взрослому одеть малыша гораздо проще, чем ждать, пока ребёнок справится самостоятельно. Но время идёт, и растущему человеку всё более скучна роль куклы, но в то же время привычна. В результате складывается обычай всеми силами оттягивать момент одевания и откровенно баловаться, когда неизбежная процедура всё-таки настигает. И при этом им уже не интересно пыхтеть над непослушной одеждой, чтобы справиться с ней самим. В этом случае нет другого пути, кроме как постепенно делегировать ребёнку манипуляции, которые ему уже по силам.

Во-вторых, очень часто избыток детской активности гораздо полезнее не пресекать и подавлять, а возглавлять и направлять. Девочки уже достаточно большие, чтобы многое понимать, и сейчас у вас возможностей превратить в весёлое приключение рутинные процессы гораздо больше, чем раньше, когда они были крошками. Почему инициаторами веселья выступают дети? Почему не вы – режиссёр спектакля, которым дети хотят расцветить свою жизнь? Я понимаю, что родителям двух озорных близнецов часто совсем не до смеха. Но в то же время хорошо помню собственного сына в этом возрасте. Бедняжка очень уставал от длинных переходов пешком и чисто физически не мог пройти полторы остановки. Зато он очень даже мог пробежать их, если мы при этом играли в догонялки. Если честно, я терпеть не могу бегать. Но тащить на себе бутуза трёх-четырёх лет мне тем более было не под силу.

От вас не требуется очень большой фантазии, когда у вас под носом два отличных генератора идей. Сосчитайте до десяти, мысленно поднимитесь на пару этажей выше, и с безопасного расстояния взгляните на действия детей не с позиции того, как это мешает нормально поесть или быстро одеться, а с точки зрения того, что именно их так забавляет, и как во что-то подобное можно поиграть так, чтобы ненароком двигаться в нужном вам направлении. Если отношения между девочками скорее дружеские, чем сопернические, можно даже рискнуть и устроить что-то похожее на соревнование. Не в смысле: «Маша оделась быстрее, Маша – молодец, а Глаша – не молодец». А в смысле: «А ну-ка давайте посмотрим, кто сегодня быстрее наденет штаны?» или «Кто обуется быстрее, чем я?» (могут ведь и обе обойти вас, правильно?).

В целом поведение детей – всегда сообщение. Несносное поведение – всегда просьба о помощи, когда ребёнок не знает, как лучше, или не может справиться со своими чувствами, не может их понять и определить. Или обстоятельства как-то ущемляют потребности в развитии, и ребёнок чувствует, что он сейчас лопнет, если не сделает то-не-знаю-что. Ответы на эти вопросы может подсказать непредвзятое наблюдение за детьми, чуткость к тому, что конкретно их увлекает в данный период времени. Если вы чувствуете, что «застряли» в своём видении ситуации, возможно, вам будет полезно обсудить её с психологом на личной встрече и сместить взгляд на проблему так, чтобы стали видны новые горизонты изменения ситуации.

Теги3-6
Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.