Вход
ребёнок в магазине

Что делать, если ребёнок устроил истерику в магазине?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Что делать, если ребёнок в публичных местах (например, в магазине игрушек) устраивает истерики?

На вопрос отвечает Эдвард Креймер, директор по образованию ММЦ «Отрада» (имеет диплом Американской ассоциации Монтессори, 9 лет преподавал в штате Миннесота):

– Дети плачут по самым разным причинам, как и мы. Одна из причин: ребёнок чего-то боится. Также дети могут плакать, если что-то их огорчает или они не уверены в чём-то; от растерянности, злости, желания изменить ситуацию.

Каждый родитель, который видел, как ребёнок переходит от грустного всхлипывания к ору, знает, что ребёнок так выражает не грусть, а что-то большее: например, гнев по отношению к вашему решению или сложившейся ситуации. В вопросе речь идёт о магазине игрушек, этот ребёнок плачет не от боли (никто не причинил ему физической боли). Некая игрушка, вероятно, просто стоит на полке, а он её хочет и разочарован, потому что не получает желаемое. Он использует плач, чтобы показать, что он недоволен решением родителей, не покупающих игрушку. Ребёнок хотел бы контролировать ситуацию. Сознательно или неосознанно (возможно, ненамеренно) он знает: плач – один из способов, иногда это имеет действие.

Вы можете заметить, что некоторые дети не плачут, когда не получают желаемое в магазине игрушек. Возможно, это связано с тем, что ранее, в другой ситуации, которую мы не наблюдали, родители не отреагировали так, как он хотел бы, и ребёнок решил – это не работает, я могу плакать сколько угодно, но игрушку я не получу. Эти родители тем самым поощряют развитие у ребёнка более сложной модели поведения для получения игрушки: возможно, ребёнок решит, что лучше сработают переговоры или упрашивание. Мы учимся быть собой, когда вынуждены выбирать поведение.

Если бы я оказался в ситуации, когда мой ребёнок плачет в магазине, я бы очень спокойно, стараясь не потерять душевного равновесия (а это не просто: плач ребёнка заставляет вас стыдиться, ведь вы в общественном месте, и вы не хотели бы быть центром внимания; вы не хотите, чтобы другие родители думали, что вы плохой родитель), сказал бы: «Тебе не больно, ничего не случилось, а эту игрушку мы сегодня покупать не будем. Мы можем обсудить это позже, но сейчас мы её не купим». И подождите, пока ребёнок успокоится. Это очень сложно, возможно, я бы также постарался отвлечь внимание ребёнка: «Пойдем лучше в парк». В попытках отвлечь не нужно пытаться найти другое поощрение. Ребёнок погружен в эмоцию «Я очень хочу игрушку!». Понять его можно, мы тоже хотим какие-то вещи, но от этого нужно отвлечься. «Давай, возьми меня за руку, мы погуляем» – отвлечь, не поощрять, не «Пойдём домой, я дам тебе конфету»! Такое поведение только усиливает для ребёнка понимание: плач дает то, что я хочу.

Если ребёнок приносит своим поведением сильное беспокойство (а во многих случаях так и происходит, ведь это цель – быть громким, осознанно или неосознанно), то можно объяснить: «Мы не можем оставаться в магазине, если ты будешь так шуметь. Мне придется вывести тебя отсюда». Затем берёте ребёнка на руки, возможно, поглаживая по спине, давая понять: «Я не разочарован в тебе, я тебя понимаю, но мы не можем так поступать, мы так себя не ведём», и выходите из магазина. Сначала я бы постарался дождаться, не начнёт ли ребёнок успокаиваться. Если этого не происходит, тогда следующий шаг именно такой. Затем вы идёте в другое место, относительно безлюдное, и даете ребёнку проплакаться, выпустить свою злость. Цель в данном случае – не прекратить слёзы, а показать, что они не дают результата. Это может прозвучать холодно или жёстко. Однако помните: в ситуации, где у слёз есть реальная причина – боль, страх, грусть – мы, наоборот, показываем, что слёзы поняты и плач услышан.

Мы хотим дать детям то, что им нужно: принятие, понимание и терпение. Это очень сложно, но, когда вы уже несколько раз через это прошли, то, во-первых, в этом магазине игрушек вы, вероятно, больше не появитесь; во-вторых, ребёнок начнёт понимать: это не работает. Сложность ещё и в том, что, после выбора способа поведения, вам необходимо быть последовательными: принимать решения за ребёнка, когда знаете, что лучше. Играть на проезжей части? Ужинать конфетами? Покупать игрушки без всякой причины? В этих ситуациях верный выбор вам известен.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.