Вход
после детского сада

Что Монтессори-дети делают дома?

В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.

У нас спрашивают:

– Что Монтессори-дети, которые ходят в сад, делают дома после сада?

На вопрос отвечает Эдвард Креймер, директор по образованию ММЦ «Отрада» (имеет диплом Американской ассоциации Монтессори, 9 лет преподавал в штате Миннесота):

– Всё, что угодно! Монтессори – это не список правильных и неправильных вещей. Это способ смотреть на вещи. Можно почти что угодно делать так, что это будет соответствовать Монтессори-подходу. Точно так же что угодно, даже изначально соответствующее методу Монтессори, даже Монтессори-материалы можно совершенно испортить неправильным подходом или презентацией.

Велопрогулка с детьми может быть удивительным опытом или полным провалом: зависит от того, что произойдёт во время этой велопрогулки. Есть игры и игрушки, которые хорошо сочетаются с Монтессори-методом, есть определённые критерии, на которые можно обратить внимание. Например, игра, где дети поставлены в условия жёсткого и прямого состязания, один совершенно против другого. В Монтессори-подходе мы не считаем, что для ребёнка будет полезно развить черты, которые вызывает жёсткое соревнование с другим ребёнком: в Монтессори ребёнок сравнивает себя прошлым собой.

Но мы возвращаемся к изначальной идее: любая игра может быть как жёстко соревновательной, так и доброжелательной. Например, теннис. Если ребёнка ставят напротив другого ребёнка со словами: «Уничтожь противника! Он должен проиграть, ты должен показать, что ты лучше, чем он!» – это поощрит в ребёнке агрессию, противостояние. Другое дело, если игра с другим ребёнком проходит с установкой: «Давай посмотрим, сколько раз получится перекинуть мяч туда-обратно!», «Давайте улучшим наши навыки игры в теннис!» или «Давайте поможем этому ребёнку научиться играть лучше, это поможет нам обоим стать лучше». Всё дело в том, как смотреть на вещи. То же самое с шахматами. Там есть победитель, но дело в том, как смотреть на победу: так ли важна победа, или важно то, как ты играл? Это способ становиться лучше.

Если кто-то полностью сфокусирован на победе, он не ориентирован на то, чтобы становиться лучше, он постарается выиграть любой ценой, а в конце может оказаться разочарован или разозлён. Но если кто-то обладает теми чертами характера, которые мы стараемся поощрять в Монтессори-классе, то часто такой ребёнок хочет играть с противником, который играет сильно лучше, чем он. Их это не пугает, им хочется посмотреть, как здорово играет противник, научиться чему-то у него, улучшить свои способности в шахматах – просто ради того, чтобы играть в шахматы лучше, ни для чего иного, не для итого, чтобы победить или разгромить противника. Это всё вопрос подхода. Дети, с помощью интуиции и наблюдений, понимают, что для вас важнее. Как поступит взрослый, если видит, что ты проиграл, но играл хорошо? «Ты проиграл!» – это обесценивает усилия и означает, что взрослый придаёт значение только победе. Но если взрослый, несмотря на то, что ребёнок проиграл, говорит: «Это была отличная партия, вот в тот момент в игре ты поступил так, а потом так – это был отличный ход!». Это возвращает акцент на игру и на обучение. То же самое относится к любому обучению. Часто родители придают большое значение тому, чтобы ребёнок запомнил во время обучения как можно больше фактов, получил те или иные навыки вместо акцента на самом обучении, на том, как смотреть на вещи в принципе.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.