Вход
Игра в тишину в методе Монтессори

Что такое игра в тишину по Монтессори?

Для меня игра в тишину – это спокойствие, самоконтроль и глубокая концентрация. Это не то, что постепенно появляется в группе дошкольников само собой и уж точно не та деятельность, которую получается выполнить с первого раза! Я помню, как впервые наблюдала, как опытный Монтессори-гид проводит игру в тишину… мной овладел настоящий страх!

Мария Монтессори придумала эту игру, когда работала с детьми, имевшими проблемы со слухом. Она наблюдала за ними и заметила, что они лучше слышат, если давать им возможность внимательно слушать звуки, и начала внедрять разные виды подобной работы на занятиях. Один из методов состоял в следующем: она стояла в конце комнаты и шёпотом называла имя каждого ребёнка, а они сидели так, что не могли её видеть. Дети внимательно слушали имена и, если ребёнок слышал своё имя, то он мог тихо подняться, пройти в конец комнаты и встать рядом с учителем.

Сегодня подобная деятельность используется в Монтессори-школах по всему миру и называется «Игра в тишину». Это восхитительная активность, помогающая детям расслабиться, настроиться на окружающее, научиться дольше удерживать внимание и, что самое важное, понять красоту тишины.

Сегодня у меня была возможность провести игру в тишину на моих занятия с дошкольниками, для многих из которых это был первый опыт этой игры. Некоторые из детей без усилий сидели спокойно, в то время как другие постоянно вертелись, корчили рожицы своим соседям и, конечно, издавали великое множество различных звуков. Всегда очень интересно наблюдать, как дети реагируют на игру в тишину, и как увеличивается продолжительность концентрации их внимания в конце учебного года по сравнению с его началом.

Перед тем как начать проводить игру в тишину, я обязательно говорю с детьми о том, что это означает термин «соблюдать тишину». Их определения всегда очень интересные! Я предлагаю им закрыть глаза и послушать тишину в течение 10 секунд. Когда время истекает, они поднимают руки и делятся тем, что услышали. Обычно они отвечают, что слышали, как дышат другие ребята, капает вода, тикают часы, передвигаются звери в живом уголке и т. д. Я считаю – это важно, чтобы до начала игры, каждый ребёнок понимал, что такое соблюдать тишину и дать возможность послушать звуки, которые происходят вокруг него. Я также выбираю время дня, когда дети относительно спокойны и предлагаю им пройти следующие этапы.

Troe-detej-na-trave

Этапы

  1. Когда все садятся в круг, я звоню в специальный колокольчик, и все понимают, что время «убрать все звуки» и слушать.
  2. Затем я объясняю, что мы собираемся играть в тишину. В этот момент интерес возрастает, потому что это игра.
  3. Объясняю, что им необходимо сидеть спокойно, не двигаться и не производить шума. Играть можно как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Некоторые дети предпочитают закрывать глаза, это помогает им сконцентрироваться и вовремя услышать своё имя.
  4. Затем я становлюсь позади класса и тихонько называю по очереди имена детей. При этом всегда начинаю со «стареньких», которые уже прошли «нормализацию» и знают правила игры. Это такое удовольствие наблюдать, как дети тихонько встают и подходят ко мне! Они так стараются не нарушать тишины! Конечно, есть дети, которым тяжело соблюдать тишину, но к концу учебного года, даже те, которым трудно усидеть и несколько секунд, учатся уважать спокойствие класса во время игры в тишину.
  5. Когда все имена названы и все дети стоят рядом со мной, я благодарю каждого из них за то, что они поиграли в эту игру и предлагаю поработать с материалом на стеллажах. Поразительно, какая спокойная атмосфера царит в классе после этой игры!

Если во время игры в классе было много шума и ёрзанья, перед следующей игрой я ещё раз проговариваю с ребятами, насколько это важно – быть абсолютно бесшумным во время игры. Мы обсуждаем, что очень сложно услышать своё имя, когда шумят. И я замечаю, что дети каждый раз стараются всё больше и больше.

Сегодня Джордан первый раз играл в тишину, и его реакция была очень интересной. Очевидно, что идея игры ему понравилась, и он принял вызов. Джордан не издал ни звука в течение всей игры, однако то что он делал со своим лицом, пока ждал, когда назовут его имя, свело на нет всю работу: он хмурился, надувал губы, поднимал брови, надувал щёки и даже пытался коснуться языком носа. Да, Джордан прекрасно справился с тем, что нужно быть тихим, но над тем, чтобы оставаться спокойным, ему нужно ещё поработать...

Читать вторую часть: Варианты Монтессори-игры в тишину для развития различных навыков

Читать третью часть: Монтессори-игра в тишину: игры на развитие слухового восприятия

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.