Вход
сравнение детей между собой

Ситуация сравнения детей между собой и её специфика в среде Монтессори

В традиционном образовательном пространстве, будь то детский сад или школа, довольно сложно избежать ситуации сравнения детей между собой. На любом занятии или уроке, на котором дети занимаются единой деятельностью, они обращают внимание не только на свои собственные успехи и неудачи, но и на успехи и неудачи других детей.

Сравнение детей между собой является не только неэффективным, но и некорректным педагогическим приёмом. Ситуация, в которой внимание ребёнка обращается на то, что кто-то лучше него считает или аккуратнее раскрашивает картинки, не является стимулирующей и не способствует повышению результативности деятельности ребёнка. Напротив, самооценка ребёнка понижается, он начинает чувствовать, что он хуже ребёнка, который на данный момент является эталоном для сравнения.

срвнение результатов работы ребёнка

Сравнение детей между собой не только не предусмотрено системой Марии Монтессори, но и вообще довольно сложно осуществимо в среде. Каждый ребёнок работает над тем, что интересно и важно ему на данный момент. В связи с этим ребёнку не важно, чем сейчас занят другой ребёнок.

Но даже если педагог специально не сравнивает детей между собой, сравнение может осуществляться и без вмешательства взрослого. Так, на уроке в школе ребёнок видит, что другой ученик читает быстрее, и от этого стесняется начинать читать или же читает ещё медленнее, запинаясь на каждом слове. Причиной является именно сравнение детей друг с другом, которое провоцируется самой формой учебной деятельности. При этом не учитывается, каких результатов достиг ребёнок за определённый период времени. Ведь для ребёнка, который пришёл в детский сад и не умел рисовать ничего, кроме линий, большее достижение нарисовать человечка, чем для ребёнка, который посещает художественную школу, научиться лучше подбирать оттенки. Гораздо эффективнее сравнивать ребёнка с самим собой, то есть сравнивать его успехи в разные периоды жизни. Но в традиционном детском саду или школе это сделать непросто.

Совсем иначе обстоит дело в детском саду, который реализует принципы Монтессори. Сравнение детей между собой не только не предусмотрено системой Марии Монтессори, но и вообще довольно сложно осуществимо в среде. Каждый ребёнок работает над тем, что интересно и важно ему на данный момент. В связи с этим ребёнку не важно, чем сейчас занят другой ребёнок. Следовательно, среда не предполагает сравнения между детьми. Ведь нельзя сравнить результат работы ребёнка, который работает с розовой башней, с результатом того, кто чистил ботинки. Разная деятельность – разные критерии оценки эффективности.

Работая с пособием, ребёнок ориентируется на себя, на свои ощущения, на свои чувства и следует за собственным интересом. Ребёнок может получить удовольствие и радость от того, что у него получилось выполнить задание. И это замечательно. А может быть, он получит удовольствие от самого процесса выполнения, даже если пока не получилось сделать то, что он хотел. И тогда в следующий раз, выполнив задание, ребёнок почувствует себя успешным, ведь он справился! В любом случае ребёнок развивается и обучается в своём собственном ритме. Ему не важно, как выполнил это же задание другой ребёнок: успешно или с затруднениями, быстро или медленно, полностью или частично. Важно, что ребёнок сравнивает себя с самим собой, а не с другими детьми!

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.