Вход
Монтессори-дом

Монтессори – это уважение к ребёнку

Мы продолжаем получать творческие эссе на конкурс «Наш Монтессори-дом». Сегодня о Монтессори-пространстве в своём доме нам расскажет Мария Егорычева:

– Я рада, что в своё время наткнулась на Монтессори-педагогику, – пишет Мария. – Помимо всего прочего, мне очень понравилось, как организовано пространство в Монтессори-среде: это удобно для игр и уборки, полезно для умственного и личностного развития ребёнка. Это уважение к ребёнку.

Вдохновившись, я попыталась реализовать Монтессори-принципы в нашей квартире, отталкиваясь от того, что есть: от имеющейся мебели, от интересов и возраста сына. Сыну 1 год 11 месяцев.

Каноничного разделения на зоны у нас не получилось, но я к этому стремилась.

Отдельно хочется сказать про зону практической жизни – она у нас везде, встроена в нашу жизнь. Мы стараемся вместе мыть посуду (отдельной детской кухни у нас, к сожалению, нет, сын забирается на табуретку), всегда вместе подметаем (я за веник, сын за совок, а потом убирает их на место), вместе вытаскиваем из стиральной машины и развешиваем мокрое бельё. После еды Даня за собой вытирает стол (под мою присказку: «Мы поели, мы всё съели: чисто и красиво! Мы Земле и солнышку говорим: «Спасибо!»). Одежду свою сам убирает на полочку в шкаф и достает её оттуда. Приходится напоминать себе о важности совместных бытовых дел: ведь легче и быстрее всё сделать самой, чем привлекать на помощь ребёнка. Но я стараюсь его привлекать. Даня помогает раз от раза всё лучше (кроме посуды – посуду он не моет, а баландается). И очень рад, и горд помогать. Так что усилия того стоят.

Монтессори-дом

Зона сыпучих материалов у нас находится на кухне. Эти материалы выдаются, когда Даня сидит за стульчиком. Я считаю, что игра с крупами – одна из самых важных (как и зона практической жизни), потому что видела её результаты на своем ребёнке.

Вопрос в организации игрушек для меня стоял остро. Одно время все-все игрушки лежали в большой коробке. Это было неудобно и для игры, и для уборки. И вообще не нравилось. Монтессори-педагогика помогла придумать, как организовать игрушечное пространство более разумно. Я приняла за образец то, что игрушки в свободном доступе (занятия строятся на основе собственной активности и интереса ребёнка), их не слишком много, они проклассифицированы на зоны.

Расскажу об опыте хранения наших игрушек.

Помимо машин (машины – это святое), мы стараемся покупать только книги и игрушки-развивашки (в первую очередь я сама от них балдею): всякие пазлы, вкладыши, лото, кубики-картинки и конструкторы, сортеры, шнуровки. Потому что все остальные игрушки как-то сами собой появляются. Люблю смотреть, какие бывают Монтессори-игрушки, и если это возможно, стараюсь сделать дома нечто похожее своими руками или купить похожую игрушку.

Все наши игрушки можно разделить на несколько групп:

1) для ролевых и свободных игр: машинки, мягкие игрушки, зверята, пупс;

2) для стройки: кубики, конструктор;

3) развивашки;

4) природные материалы: шишки, деревяшки и камешки, ещё мечтаю о желудях;

5) для творчества: пластилин, восковые мелки, краски, клей-карандаш и т. п.;

6) без названия – всякие мячики, помпончики и т. п.

Монтессори-дом

Нам очень нравятся деревянные игрушки. Я читала много статей на эту тему и согласна с ними: эти игрушки словно заряжены живым теплом и энергией, их приятно держать в руках. Кроме того, они имеют разный вес в зависимости от своего размера, в отличие от лёгких пластмассовых игрушек. Пластмассовые игрушки у нас тоже есть, конечно. Их приобрести легче финансово. Но и ломаются они быстрее.

Природные материалы хороши для свободной игры. Шишки у нас стоят на полочке в корзинке. Даня любит рассматривать их, возиться с ними, использовать для стройки. Камешки он подолгу рассматривал и поливал водой (в детском стульчике).

А теперь конкретно по комнатам.

В большой комнате у нас выделено две полочки (от стенки) для Даниных развивающих игрушек. На полочках лежат по экземпляру пазлов, вкладышей, стоит лабиринт с бусинами, сортер, пластилин, пирамидка, шнуровка, матрёшка (количество и состав иногда меняется, уменьшается). Там же лежат несколько книг-развивашек (мне нравятся книжки «Школы семи гномов» и ещё серия «Умные книжки»). На верхней полке, куда Данил не сможет дотянуться, лежат те игрушки, в которые можно играть только вместе: краски, лото, домино.

Также у нас есть закрытое хранилище детских развивашек: периодически пазлы и вкладыши перемещаются с открытых полочек в хранилище, а оттуда достаются другие, чтобы поддерживать новизну и интерес.

Когда Даня захочет поиграть в пазлы, он берёт их с полки, несёт на столик или диван, играет. Потом мы с ним убираем их обратно на полку и только после этого берём новую игру (Дане самому нравится их убирать, он чувствует себя хозяином своих полок – и спасибо за эту идею Монтессори! Она прекрасно работает). Игрушки всегда под рукой, их не слишком много во избежание хаоса, они полезны для его развития, по мере привыкания меняются.

Монтессори-дом

На его столике стоит баночка с восковыми мелками и лист бумаги (но здесь мне приходится поглядывать за ним, рисуем мы обычно вместе). Все наши поделки и рисунки я сохраняю в специальную папочку и убираю – потом как-нибудь ему покажу. Ну а особо удачные работы повесили на холодильник, Даня горд.

В маленькой комнате-спальне у нас есть этажерка с полочками – сейчас на полочках кубики в коробке, стаканчики-вкладыши, стоят всякие машинки и ролевые игрушки. Именно эти игрушки чаще всего хаотично перемещаются по дому. Есть ящик с его книгами-сказками, они там лежат стопкой, что не очень удобно. В будущем хочу найти им место, чтобы стояли вертикально.

Так получилось, что в большой комнате у нас в основном развивающие игрушки (зона мелкой моторики + математики + логики), а в маленькой – для свободной игры и ролевые. Через ролевые игрушки малыши учатся эмпатии и заботе (пожалеть, покачать мишку, покормить и спать уложить), узнают больше о животных (зайку кормим морковкой, пчёлки делают мёд и живут в улье).

Есть у нас, конечно, и убранная большая коробка с игрушками, которые особо не проклассифицируешь. Именно такие игрушки лежат на этажерке в маленькой комнате. Я волевым усилием оставила в открытом доступе совсем мало игрушек. Хотя, конечно, хотелось оставить и собак, и мишек, и мышей, и овечек сразу! Но на деле вышло, что чем меньше, тем лучше. Тем более игрушки постепенно кочуют с этажерки в коробку и обратно. Это удобно.

После такой систематизации игры стали интереснее, уборка легче (чаще всего Даня убирает всё сам). Сын может выбирать, во что именно ему сейчас хочется поиграть, и целенаправленно берёт это с полочки. Чтобы организовать это пространство потребовалось моё волевое усилие и один день. Но результат очень меня радует.

Главное фото – фото редакции

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.