Вход
Мать и дочь совместно делают уроки

Творчество без помех

Совместные занятия с детьми творчеством – это прекрасно. Но иногда родитель может повести себя некорректно по отношению к ребёнку и задавить его творческий порыв. Например, мама с ребёнком собираются делать аппликацию: цыплёнок на лужайке. Мама приготовила два жёлтых кружочка (голова и туловище цыплёнка), два полукруга (крылышки), красный треугольник (клювик) и положила перед двухлетней Машей. Маша радостно схватила кружочки, стала намазывать их клеем и приклеивать. Конечно, получается очень криво, голова и крылья не присоединены к туловищу. Мама удерживает руки Маши и говорит: «Подожди, не торопись, дай, я тебе помогу! Вот тут надо ровненько. Вот этот кружок нужно сюда приклеить». Маша же отталкивает руки матери и хочет сделать сама.

А вот ещё ситуация на развивающем занятии, на котором присутствуют одновременно родители и дети. Каждый ребёнок получает кисть и краски для рисования. Педагог показывает, что и в какой последовательности нужно делать. Малыши начинают работать. Но постоянно мамы выхватывают кисть из рук ребёнка и что-то поправляют. Или в лучшем случае держат кисть вместе с ребёнком и рисуют рукой ребёнка. Получается, что рисует мама, а ребёнок – скорее наблюдатель. Некоторые дети протестуют, некоторые уже смирились с этой повторяющейся в их жизни ситуацией.

Что же получается? Какие цели преследует ребёнок, а какие – родитель? Родитель хочет помочь, хочет научить ребёнка. А ребёнок почему-то отвергает такую помощь. Почему же? Дело в том, что ребёнку важна самостоятельная деятельность. Пусть даже клюв цыплёнка будет не на том месте, а крылья – с одной стороны. Это как раз неважно. Важно, что ребёнок с удовольствием работает самостоятельно. Если же ему будет нужна помощь, он обязательно обратится к взрослому.

Остаётся вопрос, как же всё-таки не мешать проявлению активности и самостоятельности ребёнка и при этом обучать его?

Оптимальный вариант – это параллельное выполнение идентичных поделок взрослым и ребёнком. Родитель должен подготовить не один комплект заготовок, а два (для себя и для ребёнка). Создание родителем поделки – это наглядный пошаговый пример для ребёнка. Вот мама наклеивает один кружок – это туловище цыплёнка. Ребёнок повторяет действие на своём материале. Дальше мама приклеивает кружок поменьше – голову, ребёнок повторяет. Маме не нужно вмешиваться, не нужно помогать. Если нужно, ребёнок сам попросит помощи. Ребёнок сам увидит, что у его цыплёнка голова отделена от туловища, и, возможно, вы поможете ему отклеить кружок, и он приклеит его уже более точно. Или даже сделает ещё одну аппликацию. Или оставит работу в первозданном виде. В любом случае это будет решение ребёнка.

А что же делать педагогам на развивающих занятиях? Дать возможность мамам и папам рисовать, лепить и клеить не вместе, а параллельно с ребёнком. И тогда каждый создаст свой собственный творческий продукт.

Подытоживая, хочу обратить внимание, что помощь ребёнку нужно оказывать только тогда, когда он её просит. В остальных случаях, даже если ребёнок делает что-то неправильно с точки зрения взрослого, лучше дать ему возможность действовать самостоятельно.

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.