Вход
Младенец с голубыми глазами

Кризис развития первых трёх лет жизни

Избранные цитаты из книги «Как понять человека?» Сильване Кватрокки Монтанаро.

«В процессе взросления существуют особые моменты, которые называются кризисами развития. Именно в эти моменты и происходит главный переход между двумя разными жизненными стадиями. К этому времени человек должен накопить определённый багаж знаний, необходимый для осуществления перехода, что позволяет ему продвигаться по пути личностного развития. Разные фазы развития требуют приобретения различных умений и навыков…

Слово «кризис» допускает двоякое толкование, так как в обычной речи оно означает проблему. Выражение «быть в кризисе» имеет негативный смысл, подразумевающий прохождение через сложный жизненный период, который представляет настоящее испытание для человека. Но первоначальное значение этого греческого слова – «суждение», таким образом, «быть в кризисе» подразумевает быть в ситуации, в которой человек проходит проверку. Во время кризиса развития проверяется уровень подготовки, необходимый для продвижения по пути становления человека. Словно вы сдаёте экзамен. Несмотря ни на что, это особый момент, и он не вызывает больших трудностей, если вы хорошо подготовлены и находитесь в благоприятном окружении. В своём длительном процессе развития человек проходит через множество кризисов – моментов перехода от одной стадии развития к другой. И это неизбежно, мы не можем обойти стороной эти переходы. И если бы всё шло по плану, указанному выше, человек бы с лёгкостью проходил этот «тест» без лишних психологических травм, оказываясь в результате на более продвинутой ступени своего развития. Ведь в итоге не просто проходит время – главным успехом является диапазон появляющихся возможностей, человек становится более перспективным и способным более полноценно участвовать в жизни.

Кормление грудью

Важно, чтобы все родители и взрослые знали про кризисы развития для того, чтобы осознавать, как непрерывно меняется жизнь детей и как необходимо признавать особые моменты этого развития. Переход между стадиями станет легче, если тому способствует среда, соответствующая изменяющимся потребностям.

«Рождение – это первое большое испытание «зрелости», в котором оцениваются все усилия, приложенные во время беременности. Рождение представляет собой заявление о независимости от мира, который стал слишком маленьким, чтобы продолжать в нём расти. Оно также служит доказательством необходимости и возможности столкнуться с чем-то новым, чтобы обрести окружающую среду, способствующую росту. Это положительное стремление к качественно лучшей жизни. Для этого ребёнку требуется «отбросить» прошлое, из которого он уже вырос, чтобы двигаться к настоящему, полному новых вещей, цель которых совершенствовать человечка, старающегося изо всех сил войти в новую среду.

Не менее важно понимать, что ребёнок не брошен один в этом сложном переходе и адаптации, которая за ним следует. Даже природа предлагает сейчас ему свою помощь. Помощь эта главным образом связана с матерью, задача которой продолжать заботиться о новорождённом разными способами, соответствующими новой ситуации. Таким образом, окружающая среда берёт на себя роль матки в предродовой жизни. Она предоставляет место для развития, пока не наступает время оказаться в новой среде, дающей большие возможности.

…Чтобы предоставить действительно правильную помощь, которая поистине будет соответствовать большому потенциалу человечка, проходящего через кризис рождения, нам будет необходима любовь и хорошее знание ребёнка. В симбиотическом периоде, следующим за рождением, всё зависит от правильной подготовки родителей и родственников, которые находятся рядом с малышом в данное время, так как они должны предоставить действительно всё необходимое вовремя. Мы уже говорили о симбиотическом периоде и о том, как много ребёнок приобретает за те недолгие два месяца: чувство уверенности в том, что среда будет отвечать потребностям, и психосоматическое единство ребёнка. Это-то и позволяет малышу перейти от биологического рождения к онтологическому, определяя его как личность, обладающую набором средств, чтобы двигаться вперёд. Этот человек уже готов столкнуться с другими кризисами развития, испытаниями, данными жизнью, и каждое из них – возможность для личностного роста.

Следующим важным кризисом развития является отлучение ребёнка от груди, который подчёркивает физическое изменение, связанное с умением есть и переваривать пищу, отличную от молока. Он также включает и психологическое изменение человека, которое подразумевает более высокий уровень осознания себя и внешнего мира. Это и позволяет малышу смотреть на мир, как на «объект» изучения, понимая, что он является частью этого мира, но всё же отделён от него.

Мальчик ест макароны

…Третий кризис развития приходится на возраст 2,5-3-х лет (30-36 месяцев) и является неким итогом первого основного периода становления личности. Он называется кризисом трёх лет или также «периодом оппозиции», но было бы не совсем корректно использовать данный термин, так как он несёт отрицательное значение, в то время как этот период в действительности положительный. Данный кризис служит доказательством того, что ребёнок сделал ещё один шаг по пути к независимости.

В возрасте около трёх лет дети уже способны хорошо говорить и называть себя местоимением «Я». Они могут отлично передвигаться и даже бегать и уже имеют правильные представления о своём мире. Теперь они обладают отличительными особенностями и прекрасно знают об уровне своего развития. Теперь они ждут, что к ним будут относиться не как к малышам, и даже просят об этом.

Кризис этот начинается, когда дети, что бы мы им ни предлагали, всему твердят «нет», показывая тем самым, что они могут поступать вовсе не так, как от них того ожидают взрослые. Эта перемена обычно происходит неожиданно и может удивить родителей, которые почти совсем перестают узнавать своего ребёнка. На самом деле ребёнок перестаёт принимать нашу манеру обращения с ним как с маленьким, когда он должен делать то, что мы указываем. В этом возрасте эго малыша хочет, чтобы его тоже принимали в расчёт и советовались с ним, если речь идёт о принятии решений, касающихся его. Решения эти просты. Они связаны с повседневной жизнью, с едой, одеждой и т. д., но за каждым из простых ежедневных действий стоят отношения ребёнка с окружающей средой.

Если бы с самого начала мы могли видеть способности ребёнка, правильно бы вели себя с ним и повысили бы наше сотрудничество с ним, кризис оппозиции мог бы вообще себя не проявить. Эго ребёнка было бы спокойно, и ему не приходилось бы бороться за своё признание…

В нашем Младенческом Сообществе мы стараемся спрашивать мнения детей обо всём, что только возможно, чтобы они привыкли демократично использовать свою энергию. Это не значит, что они могут делать всё, что хотят. Исходя из действительной ситуации (например, у нас есть только печенье или хлеб и мёд, поэтому просить что-либо другое невозможно), мы предлагаем выбор. Если ребёнок хочет того, что у вас нет, но вы можете это купить, скажите просто: «Сейчас у нас этого нет, но когда пойдём вместе в магазин, напомни мне это купить». Этот подход, включающий уважение, внимание и сотрудничество, – единственно верный ответ кризису оппозиции, который лучше было бы и вовсе назвать «кризисом признания эго». Это момент перехода на более высокий уровень развития, и это должно радовать родителей, которые понимают, что ребёнок продолжает развиваться умственно и физически, достигая личностной зрелости.

…Периоды кризисов – это время для перемен не только в детях, но и в тех, кто становится непосредственной частью их жизни в это время. Их итоги оцениваются с учётом физических и психологических способностей, необходимых для продолжения развития, и измеряются как рост не только по годам, но и по качеству жизни».

Читать по теме:

Шесть принципов общения с детьми до трёх лет

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.