Вход
Карандаши

Циклические активности в Монтессори-пространстве

Вся наша жизнь, так или иначе, пронизана различными циклами. Начиная от «ну вот поели, теперь нужно и поспать» до смены дня и ночи, времён года. Да что там говорить, если всё наше существование, от первого крика и до последнего вздоха, – это не что иное, как огромный жизненный цикл. Некоторая активность ребенка в Монтессори-классе предполагает цикличность.

Впервые появляясь в классе Монтессори, ребёнок инстинктивно подстраивается под требования среды и сразу же старается адаптироваться к своему новому статусу самостоятельного человека. Для этого ему необходимо понять, по каким базовым правилам функционирует этот новый для него микросоциум – сообщество детей. И постигать тонкости он начинает всегда с зоны навыков практической жизни. Для этого он в первую очередь начинает выявлять закономерности бытия. А как известно, булки на деревьях не растут. Для того, чтобы свежеиспечённая булочка появилась на тарелке у ребёнка, должна произойти масса последовательных действий. Понять сложность и последовательность которых из простого устного пересказа ребёнку несколько затруднительно. А вот постигнуть основы жизненной философии на ряде конкретных примеров, да ещё и с непосредственным участием, это всегда пожалуйста.

Девочка накрывает на стол

Простейшие циклы готовят ребёнка к освоению цепи более серьёзных действий. Все полученные простейшие алгоритмы постепенно объединяются в ряд довольно сложных жизненных упражнений.

Для начала ребёнок осваивает простые алгоритмы, которые вытекают из логики: «А что делать, если…?». В этом процессе очень полезны предварительные упражнения, для примера, складывание салфеток, выжимание губки-тряпки, собирание пролитого, перемещение предметов в пространстве и т. д. Эти простейшие циклы готовят ребёнка к освоению цепи более серьёзных действий. Все полученные простейшие алгоритмы постепенно объединяются в ряд довольно сложных жизненных упражнений. Та же стирка совсем была бы не возможна без разнообразия уже приобретённых навыков.

От простого к сложному

Спираль большого цикла продолжает раскручиваться. И вот уже деятельность ребёнка выходит за рамки одной презентации и конкретного упражнения. Он не просто учится в Монтессори-среде, он живёт в ней. Как это работает?

Ребёнок полирует зеркало-дерево-металл и испачканные тряпочки складывает в стирку, там их чаще всего стирает уже другой ребёнок и развешивает их для просушивания, далее их снимает ещё один ребёнок и перекладывает их в зону утюжки, после завершения и этого процесса все тряпочки аккуратно складывают на полку пополнения, откуда по мере необходимости расходные материалы возвращаются в презентации полировки. И если тряпочки не будут вовремя готовы, то полировка, как бы она не была детям интересна, просто остановится. На днях одна девочка так усердно занималась полировкой зеркала, что извела за полдня весь запас необходимых салфеток – она их собственноручно сложила в стирку. Но стирать в этот день никто не желал. А продолжить работу с зеркалами очень уж хотелось. Я предложил ей временно переключиться на стирку. Оценив ситуацию, она сначала отказалась, но уже через десять минут, выбрав все необходимые реквизиты, стирала только то, что было ей нужно для полировки зеркал. Зато на следующий день она спокойно смогла продолжить свою работу.

Примеры больших циклов

Лепка из теста

Для начала ребёнок осваивает простые алгоритмы, которые вытекают из логики: «А что делать, если…?».

Приведу примеры и других распространённых в моей группе больших циклов:

  • Взяли чистую посуду – поели – помыли посуду.
  • Рисовали карандашами, пока те не затупились, – убрали в материал затачивание карандашей – заточили и вернули в стакан с острыми карандашами.
  • Разрезали плотную бумагу на полосы – сделали в них отверстия шилом – прошили отверстия ниткой.
  • Разрезали бумагу специальным ножом на три разных части, из одной части получился протектор для аппликации, из другой – промокашка для той же цели или салфетка для вытирания щётки в чистке обуви, третья часть необходима для затачивания карандашей. Расходный материал одноразовый, поэтому материал разрезание бумаги ножом для писем никогда не простаивает, он всё время востребован.
  • Пришили пуговицу в одной активности – спороли пуговицы в другой – можно опять пришивать.
  • Замесили солёное тесто, им могут пользоваться для лепки все окружающие, но тесто имеет обыкновение заканчиваться и тогда его снова должен кто-то замесить.

Есть и такие большие циклы, деятельность в которых растянута на целый год. Вскопали грядку – посадили семена – поливаем, пропалываем – наблюдаем за постепенным ростом, цветением, образованием завязи – собираем плоды. И это ещё не конец. Собрав урожай моркови и капусты, мы отправляемся кормить ими лошадок и кроликов. Вот такой выход в жизненную реальность.

Последовательное освоение больших циклов требует от ребёнка готовности последовательно, шаг за шагом продвигаться вперёд в процессе приобретения новой информации. Очень важно повторить каждый из элементов столько раз, сколько потребуется для того, чтобы добраться до высокого уровня овладения навыками. Для того чтобы закончить такой цикл деятельности, ребёнку необходима приверженность взятым на себя обязательствам.

В домашних условиях полезно также вовлекать ребёнка в логику ведения быта. Поскольку он весь и построен на циклах. Ребёнок с удовольствием будет участвовать в домашних делах. И уже прекрасно будет понимать, откуда берутся чистые носочки и рубашечки в его шкафчике. Он будет не только с удовольствием трудиться сам, но и научится ценить труд окружающих его родных людей.

На фото Международный Монтессори-центр «Отрада»

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.