Вход
uborka_002

Делать ли уборку при ребёнке?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Если малыш поиграл с материалами – крупами/водой/прочим – и необходимо их убрать, но он уже занялся другим занятием и увлёкся, нужно ли его отвлекать, или можно самой всё сделать? Просто, бывает, иногда уборки накапливается очень много: крупы, посуда, еда, какие-то вещи из кухонного ящика... Обычно говорю: «Мишенька, посмотри, какой у нас беспорядок! Надо прибраться! Давай я тебе помогу!», мы частично вместе что-то убираем. Потом он тут же начинает заниматься чем-то ещё, и бардак утраивается. А бывает, убегает, вырывается и не воспринимает мои слова... Я читала, что нельзя убирать беспорядок при нём... Вот теперь не знаю, что делать...

На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Я не могу сказать, в каком контексте вами была прочитана идея о том, что убирать беспорядок при ребёнке нельзя, но предположу, что речь шла о конкретной ситуации: когда ребёнок убирал сам, но с нашей взрослой точки зрения результат этой уборки пока не удовлетворителен. То есть малыш поставил игрушку на полку, но не туда; вытер разлитую воду, но не всю; частично смёл рассыпанную крупу; повесил постиранное, хотя и комом; целенаправленно создал какую-то инсталляцию из предметов и т. д. и т. п. В этом случае, переделывая работу ребёнка на его глазах, мы обесцениваем его усилия и транслируем ребёнку что-то вроде: «ты сделал плохо, а я сделаю хорошо», или «твои усилия ничего не значат, только взрослый влияет на мир», «ты неумеха», «это не творчество, а Уорхол». Разумеется, подобные сообщения вряд ли входят в наши планы, поэтому в таких случаях убирать на глазах ребёнка нежелательно. В остальных случаях, напротив, убирать как раз стоит, поскольку вы являетесь образцом поведения для сына. Если порядок возникает сам собой мистическим образом, скопировать способ его достижения не с кого. Если ребёнок видит, что для взрослых обычное дело – возвращать на место всякую вещь, то он будет стремиться походить на вас и в этом. Вы можете побуждать ребёнка убирать и помогать ему возвращать вещи на их места самому, если малыш не успел погрузиться в другое занятие. Но присутствие в окружении ребёнка взрослого, который упорядочивает среду, уже само по себе приводит к тому, что в какой-то момент и ваш сын, проходя мимо оброненной игрушки, поднимет её, чтобы положить на место, как это делали на его глазах вы. Зачастую демонстративно убрать что-то – со словами: «эта вещь не на месте, ты сейчас ею не занимаешься, я уберу её на место» (не осуждая ребёнка, а именно подавая пример) – даже лучше, чем потребовать от ребёнка убрать вещь на место. Если вы требуете, то рискуете столкнуться с тем, что он не выполнит вашу просьбу. Что делает ситуацию неисправимо проигрышной: если вы не настоите на требовании «убери», вы подаёте пример того, что ваши слова могут ничего не значить; если вы заставите ребёнка убрать, то у него с уборкой будут связаны негативные переживания, и это не поможет ему научиться самостоятельно поддерживать порядок вокруг себя.

Кроме того, важно иметь в виду то обстоятельство, что беспорядок действует на малышей дезорганизующе. Стоит упустить момент, и несколько одновременно разложенных игр взбудоражат ребёнка, после чего он не сможет сосредоточенно заниматься чем-то одним, но станет склонен разбрасывать другие материалы всё с большей скоростью. Следовательно, ваша задача состоит в том, чтобы вокруг ребёнка не оказывалось слишком много предметов. Для этого вы и убираете сами, и побуждаете к уборке сына. У вас много других дел, кроме этого, поэтому вполне возможно, что вы почувствуете, что не успеваете. В этом случае вам нужно отрегулировать количество материалов, одномоментно находящихся в свободном доступе ребёнка, так, чтобы вы, не истощая себя, могли своевременно возвращать материалы на место и успевать все другие дела. В домашних условиях более продуктивно чаще менять небольшое количество доступных предметов и игрушек, чем допускать ребёнка к значительной части материалов, когда он ещё не готов сохранять их порядок. Будьте гибкими: в какие-то дни вы можете быть достаточно свободны для того, чтобы затеять возню с чем-то сыпучим или пачкающимся, и успешно стоять на страже упорядоченности; а в какие-то дни вы можете захотеть спрятать всё, что богато мелкими деталями, и оставить буквально пару интересных ребёнку игрушек и его обычный доступ к раковине, мытью рук и посуде. Следовать за ребёнком невероятно важно, но не забывайте, что счастливая и спокойно всё успевающая, а не вымотанная до невменяемости мама – один из необходимых элементов полезного окружения малыша.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.