Вход
Дети – другие

Дети – другие

Название этой статьи полностью соответствует названию одной из книг Марии Монтессори. О чём говорит нам фраза «Дети – другие»? Она о том, что дети и взрослые отличаются не только по росту (хотя и это важно). Это о том, что дети и взрослые принципиально по-разному устроены и по-разному смотрят на мир. Зачем же взрослому знать о том, что дети – другие? Зачем взрослому пытаться смотреть на мир детскими глазами? Важно ли это? Да, это очень важно. Тогда, когда взрослый смотрит на мир глазами ребёнка, он лучше понимает своего ребёнка или воспитанника.

Мария Монтессори пишет о том, что дети живут в стране великанов. Их окружают огромные столы и стулья, кровати и диваны. Именно поэтому ребёнку нужно своё пространство, которое оборудовано под его рост. Но это про мир материального. Тут всё просто. А мир идеального, мир психического? Ведь и он отличается у ребёнка и взрослого.

Да, отличается, поэтому важно соблюдать один из принципов Марии Монтессори – следуйте за ребёнком. Наблюдайте за ним, следуйте за его интересом, не мешайте ему познавать мир – таким образом вы поможете ему. Так, ребёнок может полчаса наблюдать за муравьём, работающим трактором, облаками или чем-то иным, что не вызывает никого интереса у взрослого. А взрослым кажется, что надо бы сейчас заняться чем-то полезным (почитать, посчитать). И вот в эти моменты важно помнить, что дети – другие! Для ребёнка важно наблюдать за муравьём! В данный момент это полезнее, нежели считать птичек…

Занятия детей, которые кажутся нам шалостями, могут оказаться совсем не шалостями. Ребёнок, раскрасивший гуашью дверь в своей комнате, не хотел испортить ремонт. Он хотел доставить вам радость. Но так как дети – другие, то он сделал то, что доставило бы радость ему… Поэтому давайте не будем ругать юного художника-декоратора, а попробуем обсудить с ним, что люди разные… Обсудить и снова и снова обозначить границы. Например, в своей комнате ребёнок может делать всё, что хочет (или почти всё), а вот на общей территории действуют другие правила.

Да, дети – другие. Поэтому не стоит отрывать ребёнка от его занятий, будь то игра или наблюдение без веских причин. Вам, взрослым, может казаться, что ребёнок уже достаточно играет в кубики и пришло время делать что-то другое. Помните и в этот момент, что дети – другие.

Дети живут «здесь и сейчас». А взрослые чаще всего будущим или прошлым… Редкий взрослый может насладиться моментом настоящего. «Станьте как дети…» – все знают эти слова. Они как раз о том, что дети могут научить нас очень многому. Может быть даже больше, чем мы их. Кстати, Мария Монтессори училась именно у детей. Она наблюдала за детьми, за их занятиями, за их реакциями. Так появлялись новые пособия, так появлялись новые правила в среде.

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.