Вход
Психологическое насилие

Дети, пережившие насилие. Что такое насилие? Часть 2

Серьёзная проблема общества – это насилие над детьми. Она не является порождением ХХ века, как, например, компьютерная зависимость. Насилие над детьми уходит вглубь веков. Но как о проблеме о нём заговорили лишь в ХХ веке. До этого физические наказания рассматривались как эффективный воспитательный приём, а о психологическом насилии как форме насилия вообще не задумывались. Сейчас ситуация изменилась.

На данный момент выделяют четыре основные формы насилия над детьми (М.Д. Асанова). О физическом и сексуальном насилии мы уже писали в первой части статьи. Сейчас речь пойдёт о психологическом насилии.

IV. Психологическое насилие

Наиболее распространенная форма насилия по отношению к детям. Самая большая проблема – это то, что психологическое насилие нередко не считается насилием. Родители, осуществляя психологическое насилие над собственным ребёнком, не задумываются о последствиях собственных действий. Что же относится к психологическому насилию?

  1. Разнообразные угрозы и запугивания в адрес ребёнка.

Родитель может не наказывать ребёнка физически и не планировать осуществлять физическое наказание, но постоянно говорить о возможном физическом наказании. Например, родитель регулярно обещает «всыпать ремня». В этом случае ребёнок, даже никогда не подвергавшийся насилию, испытывает сильный страх. Этот страх усиливается, если родитель использует дополнительную меру воздействия, а именно: сравнение ребёнка с другими детьми или самим собой. Например, если родитель рассказывает, что соседского мальчика или девочку бьют за какие-то провинности, которые делает и его ребёнок, то страх ребёнка может достигать состояния ужаса и оцепенения. Ребёнок, сравнивая себя с другим ребёнком, понимает, что в любой момент он может стать жертвой жестокого обращения. Страх возможного наказания – очень сильная форма насилия. Нередко родители рассказывают ребёнку о том, как их наказывали собственные родители (ставили в угол, били ремнем, запирали в кладовой, оставляли без ужина). В этом случае родители позиционируют себя как «добрых», т. к. обращают внимание на то, что другие родители более жестоки, нежели они сами. Действительно, в этом случае дети не подвергаются физическому насилию, но подвергаются психологическому насилию, которое может быть не менее жестоким и травмирующим.

дети и насилие

  1. Оскорбления в адрес ребёнка и унижение его достоинства.

Нередко родители называют ребёнка разнообразными нелестными словами и выражениями, попросту обзывая его. Так, например, помогая ребёнку учить уроки и объясняя трудный материал, родитель может использовать по отношению к ребёнку оскорбительные выражения. В этом случае страдает самооценка ребёнка. Постепенно, под влиянием родительских негативных оценок, ребёнок перестает верить в себя, так как уже усвоил, что он глупый, несообразительный и т. д.

  1. Предъявление к ребёнку требований, которые не соответствуют его возрасту.

Очень распространенная форма насилия. Так, если от дошкольника требуется длительное время самостоятельно тихо играть (то есть не досаждать взрослым), то можно говорить о психологическом насилии. К нему же можно отнести многочисленные и продолжительные занятия, которыми нередко злоупотребляют современные родители.  Так, обучение ребёнка чтению или счёту при отсутствии у него интереса к занятиям, ожидание от него в результате умения читать и считать можно отнести к психологическому насилию. Если шестилетнего ребёнка водят помимо детского сада на фигурное катание, английский язык, рисование и в музыкальную школу, то однозначно можно сказать, что это – насилие над ребёнком. Нередко дети с таким количеством занятий страдают неврозами. Однако родители не всегда отказываются сократить количество занятий, приводя аргумент, что ребёнку нравится заниматься и на все занятия он ходит с удовольствием. Не будем углубляться в эту проблему (это тема для отдельного разговора), но отметим, что нередко ребёнок неосознанно делает то, что хотят получить от него родители.

  1. Высмеивание ребёнка.

Достаточно незаметная форма насилия над ребёнком. Шутки взрослого по отношению к другому взрослому отличаются от шуток взрослых по отношению к детям. Взаимодействие (в том числе иронично-шутливое) взрослый-взрослый – это общение на равных. Подшучивая над другим, взрослый прекрасно понимает, что одномоментно из шутящего он может стать объектом для шутки, ведь другой взрослый может ответить на шутку шуткой. Шутливое взаимодействие взрослый-ребёнок не является равноправным. Ребёнок не может ответить на шутку взрослого по двум причинам. Во-первых, в силу возраста и иерархии статусов ребёнок, скорее всего, не будет подшучивать над взрослым. Да и взрослые обычно такого не допускают. Во-вторых, мышление ребёнка еще не так развито, как мышление взрослого человека. Для того, чтобы шутить, нужно обладать определенным уровнем развития мышления. Поэтому ребёнок не может легко и непринужденно ответить на шутку взрослого, даже если его не смущает возрастная разница и, соответственно, дистанция между ним и взрослым.

Поговорим о шутке как психологическом насилии. Например, родители нередко высмеивают какие-то неумения ребёнка. Если ребёнок на протяжении длительно времени слышит от родителей, что он не поет, а воет как пожарная сирена (варианты могут быть любыми: прыгает, как лошадь; пишет, как курица лапой и т. д.), то такие шутки могут быть смешны для родителей, но не для ребёнка. Эти шутки очень сильно ранят ребёнка, особенно если родители повторяют их изо дня в день, призывая пошутить и окружающих. Когда родители подшучивают над собственным ребёнком в кругу своих или его друзей, это особенно больно и унизительно для ребёнка и, особенно, для подростка. Тогда родитель становится не оплотом безопасности, а, наоборот, тем, от кого эта опасность исходит.

Ребёнок и насилие

  1. Ложь и невыполнение обещаний.

Об этой форме психологического насилия говорят очень мало. С одной стороны, теоретически взрослые обычно понимают, что не стоит лгать детям, и понимают, что их ложь нарушает взаимопонимание ребёнка и взрослого. С другой стороны, они продолжают лгать. Любая ложь взрослого в тот или иной момент обнаруживается. Иногда быстро, иногда спустя несколько лет или даже десятилетий. Но во многих случаях эта ложь остаётся в душе ребёнка как обида или даже предательство взрослого.

Приведем пример. Любимая бабушка, приехавшая погостить, уезжает домой. Пятилетняя Лена не хочет отпускать бабушку и просит остаться подольше или взять её с собой. Ни тот, ни другой вариант невозможен в данный момент. Вот уже чемодан погрузили в машину и нужно прощаться. Лена рыдает и держится за бабушку. Бабушка говорит: «Леночка, хорошо, я возьму тебя с собой. Ты собирайся, одевайся, а я пока схожу в магазин и куплю в дорогу еды». Лена соглашается. Она верит бабушке. Бабушка уезжает. Лена собирает свои вещи, одевается и несколько часов в верхней одежде (на улице зима, минус 30) сидит в прихожей. Она ждёт, что бабушка придёт за ней, и они вместе уедут. И только через несколько часов мама решается сказать Лене правду. Боль и обида пронзают Лену, она долго рыдает. Прошло много лет и даже в сорокалетнем возрасте Елена вспоминала об этом случае с комом в горле.

Ложь взрослого может быть совершенно разной и нередко взрослые считают, что они лгут во благо ребёнку. Так, родители нередко скрывают от ребёнка смерть любимого человека, говоря, что «дедушка уехал». Однако то, что ребёнок не знает правды, не может пережить горе потери и долгое время остается в неведении – это большая травма для ребёнка, нежели суровая правда. Достаточно жестока ложь относительно отца в ситуации развода. Нередко мать, не желая видеть бывшего мужа, не дает ребёнку с ним встречаться, при этом говорит ребёнку о том, что папа не хочет с ним общаться.

Родители могут лгать ребёнку о разных вещах. Важно понимать, что это вторжение в жизнь ребёнка, неуважение к нему и стремление изменить его жизнь в соответствии с представлениями взрослого. И это – психологическое насилие.

  1. Физическая или социальная изоляция ребёнка.

Физическая изоляция ребёнка – это тоже психологическое насилие. При этом важно дифференцировать формы изоляции. Так, если родитель наказывает ребёнка и говорит, что он должен весь вечер находиться в своей комнате и не имеет права выйти из нее – это однозначно психологическое насилие над ребёнком. Это достаточно жёсткое ограничение свободы, связанное с принуждением и неограниченной властью родителей. Если же родитель просит ребёнка пойти в свою комнату и подумать о своём поступке (своих словах и т. д.), то это не является физической изоляцией в полной мере. Ведь ребёнок может в любой момент выйти из собственной комнаты и обсудить ситуацию с родителем.

Достаточно жёсткой формой психологического насилия является создание вокруг ребёнка обеднённой социальной среды. Крайней формой социальной изоляции является сектантство. В этом случае дети иногда оказываются полностью изолированы от социума.

Так, родители нередко запрещают ребёнку общаться с некоторыми детьми, с нелюбимыми родителями родственниками и т. д. А ведь ребёнку важно разнообразное общение: с родными и близкими, с детьми своего возраста и со взрослыми. Безусловно, родитель может ограничивать некоторые контакты ребёнка, если они кажутся ему опасными.

Итак, психологическое насилие – серьёзная проблема современного общества. Нередко взрослые люди даже не осознают, что их действие – это психологическое насилие над собственными детьми (если это родители) или воспитанниками и учениками (если это воспитатели или учителя). Самое главное для взрослых – это понять, что психологическое насилие может причинить ребёнку не меньший вред, чем физическое насилие.

Читать первую часть: Дети, пережившие насилие. Что такое насилие? Часть 1

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.