Вход
Развитие внимания младенца

Развитие концентрации внимания и навыка самостоятельной игры у младенцев

Вот всем известные условия гармоничного развития младенца по принципам Монтессори:

  • низкая полка с несколькими, тщательно отобранными, качественными игрушками;
  • место для игры, где ребёнка не будут прерывать, ему не будет мешать посторонний шум и чужая деятельность:
  • достаточно времени, выделяемого для игры.

Младенец внимательно следит за подвесным мобилем

Проще простого, не так ли?  На самом деле не так.  В наших домах постоянно играет музыка, работает телевизор, вечно какая-то суматоха.  У нас всегда находится какое-то важное занятие, нам нужно бежать по делам или на встречу с друзьями.  Так какие игрушки выбрать для ребёнка?  Даже если точно знаешь, какая игрушка нужна, часто хочется предложить что-то более впечатляющее. Можно найти ещё много оправданий того, что «простоты» сложно достичь.

Ещё до того, как ваш ребёнок появится на свет, вы должны быть готовы уважать его развивающуюся концентрацию внимания.

Подготовка к рождению ребёнка – это здорово!  Вы открываете для себя новый неизведанный мир манящих и забавных товаров для детей!  Опытные родители скажут, что большая часть этих товаров вам не понадобится.  Я призываю вас подумать не только о том, что вашему ребёнку точно не понадобится, но пойти дальше, и задуматься: что может помешать его/её развитию.

Как скажутся пёстрый игровой коврик или мигающая игрушка на вашем ребёнке? Про яркие цвета часто говорят, что они стимулируют активность детей, но избыток ярких цветов в окружении приводит к чрезмерной стимуляции. Простой одноцветный коврик прекрасно справится со своими обязанностями (обычное одеяло тоже подойдет).  Даже самый красивый узор может отвлекать и перевозбуждать. Играя на простом коврике, ребёнок сосредоточится не на нём, а на выбранной вами игрушке. Мы решили обойтись обычным наматрасником и одноцветной натяжной простынёю.


Младенец-девочка внимательно наблюдает за мобилем из октаэдровИгрушка, которая в ответ на действия ребёнка светится разными цветами?
Кастрюля и деревянная ложка точно также дадут обратную связь на действия ребёнка.  Или, например, погремушка, в которой видно, какая деталь производит шум.  Ребёнок сможет видеть причину и следствие, тогда как с игрушками на батарейках ребёнок не в состоянии установить эту связь, потому что эффект вызывается не его физическими действиями, а последствия не очевидны.  Игрушки мы повесили на дешёвый деревянный мобиль из Икеи, с которого убрали яркие декоративные диски.

Выбор места для игр ребёнка тоже важен.  Фоновая музыка или ТВ в наши дни настолько привычны, что мы о них даже не задумываемся, но вот для ребёнка они полноценные источники стимулов. Мы решили перенести телевизор в другую комнату (это расстроило моего мужа, потому что сложно менять заведённый порядок, но правильное развитие нашей дочери важнее наших привычек). Мы решили слушать музыку не круглые сутки, а только в определенные часы, кроме того, иногда вместо игр мы с дочерью просто слушаем музыку.

Детские комнаты часто ярко окрашены, а игровое пространство украшено большим количеством фотографий и картин на стенах или заставлено громоздкими полками с игрушками. Важно, чтобы цвет стен был спокойным, а картин на стене было немного. Но их можно регулярно заменять на новые. Подготовьте тихое, спокойное место для игры. Небольшая полка с несколькими игрушками удержит внимание вашего ребёнка намного дольше, чем громадная полка с кучей игрушек.  Игрушки тоже можно менять по мере необходимости.

Младенец разглядывает свое отражение в зеркале

Начинать играть с ребёнком можно тогда, когда его бодрствование становится дольше, чем сеанс кормления, и у вас появляется пара минут, пока он смотрит вам в глаза перед тем как снова уснуть.  Выбирайте такое место, в котором ребёнок может играть самостоятельно, пока вы занимаетесь своими делами (которые для большинства новых мам сводятся к тому, чтобы поесть и сходить в душ).  Важно, чтобы вы давали ребёнку шанс заниматься тем, что он хочет, и делать это самостоятельно. Иногда ребёнку будет нужно, чтобы вы были рядом с ним, а иногда вы сможете находиться в другой комнате. Когда ребёнок наиграется, он даст вам знать. Если необходимо прервать игру ребёнка, до того, как он наигрался, важно дождаться пока он хотя бы закончит то, на чём сфокусирован прямо сейчас. Если ребёнок увлечен игрушкой или внимательно на что-то смотрит – ПОДОЖДИТЕ.  Хотя моя дочь может быть увлечена чем-то долгое время, и когда я подхожу к ней, она обычно замечает меня спустя несколько минут.  Я выбираю уважение к её развивающейся концентрации и жду, пока она остановится и посмотрит на меня. В ситуациях, когда ждать совершенно невозможно, я оказываюсь очень редко. Но когда они всё-таки случаются, я признаю неправильность происходящего и извиняюсь перед дочкой: «Я знаю, что тебе очень важно сейчас смотреть на эту картинку, но нам нужно уходить прямо сейчас. Прости, что приходится тебя отвлекать».

Малыш играет с деревянной игрушкой

Когда вы усаживаете ребёнка в игровую зону, предлагайте ему только одно занятие.  Предложите ему рассматривать одну картинку (на стене или в книге).  Или повесьте один мобиль, чтобы он за ним наблюдал.  Или дайте одну игрушку.  Или включите музыку.  Всё это примеры того, как занять ребёнка только одним действием за раз.  Дети ещё не умеют схватывать на лету, им нужно время для осознания.  Если ребёнку предложить слишком много стимулов за раз, он не сможет отличить важный стимул от неважного и усвоит всё предложенное.  В итоге он ничего не поймет, а в душе его будет полная неразбериха. В телевизоре картинки и звуки меняются так часто, что ребёнок не успевает их обработать. Он может прийти в смятение и расплакаться. Или наоборот, замкнуться в себе и не реагировать вообще ни на что. Когда стимулов слишком много, ребёнок упускает хорошие возможности для обучения и развития.

Когда моя дочь научилась двигаться в сторону предмета, который ей приглянулся, я стала предлагать ей выбирать между двумя игрушками. Она подползала к первой, рассматривала её, затем переползала к другой и изучала новую игрушку. Потом она выбирала одну из игрушек и удовлетворенно играла, затем, спустя какое-то время, она возвращалась ко второй игрушке и долго играла уже с ней. Подумав, что малышка в целом будет играть дольше, если предложить выбор из трёх игрушек, я так и сделала. Но оказалось, что она мечется между тремя игрушками, ни с одной из них не играя сколько-нибудь продолжительное время. Я вернулась к выбору из двух игрушек и наблюдала за тем, как растут её решительность и концентрация, пока она задействовала свои мышцы, дотягиваясь до игрушек и играя с ними по очереди.

Девочка пытается ползти к юле

Хотя, кроме моей дочери (которой сейчас 7,5 месяцев), у меня не было другого опыта, мне кажется, вся эта подготовка и простые шаги по осуществлению задуманного сработали как надо. Недавно подруга заметила, как самостоятельна моя дочь. Малышка любит, когда у неё есть возможность смотреть на меня во время игры, но не требует, чтобы я все время придумывала ей занятия. Она может поискать меня в других комнатах (пока я занимаюсь своими делами), а затем вернуться к самостоятельной игре, придумывая новое действие для игрушки или познавая новый способ управления своим телом. Иногда она привередничает и требует много внимания к себе. В такие дни я больше ей читаю, пою, чаще обнимаю или, если у меня есть неотложные дела, усаживаю её в рюкзак-кенгуру.  Чем старше она становится, тем реже случаются подобные дни.  Часто она может самостоятельно играть не менее часа, концентрируясь на игрушке, изучая движения собственного тела, прислушиваясь к звукам или присматриваясь к чему-нибудь.  Я ей не мешаю. Другая подруга, дочь которой тоже может подолгу играть самостоятельно, пожаловалась, что она чувствует себя ленивой матерью.  Я лично не считаю, что это лень. Ведь я наблюдаю за дочкой, радуюсь её успехам и тому, что у неё есть пространство и время для самостоятельной игры, я уважительно отношусь к её концентрации внимания и темпу деятельности.

И напоследок нужно сказать об уборке. Когда моя дочь закончила играть или настало время для чего-то другого (сна, например), я всегда убираю игрушку в её присутствии. Теперь, когда она научилась ползать и дотягивается до многих игрушек, я позволяю ей брать всё что захочется, а когда наступает время сна, я убираю игрушки у неё на глазах (даже если она капризничает и плачет). Я надеюсь, что это приучит её убирать игрушки за собой.

Перевод: Евгения Чепурина, Юлия Бараблина

Евгения Ефимова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.