Вход
Работа с Монтессори-материалами помогает воспитать волю ребёнка

«Газ», «тормоз» и развитие детской воли

Часто родители задаются вопросом, как воспитать волю ребёнка? Давайте поближе присмотримся к формированию воли как психическому механизму. Все внешне заметные признаки воли, так или иначе, проявляются в движениях. Что бы ни делал ребёнок, идёт он или бежит, включён ли он в работу или нет, пишет-говорит-считает, отводит взгляд или включается в зрительный контакт – ВСЁ связано с движением. Проявлением воли являются и самозапреты, и самоограничения: не включиться в состояние истерики, удержаться от беспорядочной жестикуляции при сильных эмоциональных проявлениях, не поддаться спонтанному желанию просто вырвать остро необходимую именно в данный момент времени игрушку – всё это тоже проявления воли. Получается, что воля – это механизм самоконтроля, способ сдержать спонтанный позыв к действию, в том числе проявляемый посредством управления своими движениями.

Сосредоточенная игра в шахматы воспитывает волю ребёнка

До того момента, как наладится собственный самоконтроль, ребёнку нужна волевая поддержка взрослого.

Воля проявляется в деятельности, это разумный итог согласованности функций торможения и возбуждения нервной системы. При постоянном повторении комплекса однотипных действий проявления воли становятся привычными, неосознанными. Воля составляет поведенческий скелет взрослого человека, когда спонтанные импульсы подчинены разуму, и это проявляется во всех привычных поступках, которые уже разбиты на наборы элементарных алгоритмов. До того момента, как наладится собственный самоконтроль, ребёнку нужна волевая поддержка взрослого. Приведу параллель – обучение навыкам практического вождения в автошколе. У водителя есть две педали – газ (возбуждение) и тормоз (торможение). У нас возникает желание (импульс) поехать в конкретную пространственную точку. Для этого нужно нажать педаль газа (возбуждение), без этого действия мы просто не тронемся с места и, соответственно, никуда не сможем попасть. Но если вовремя не воспользоваться педалью тормоза (торможение), то мы не просто проскочим нужную цель-точку, но и можем оказаться в крайне неприятном месте, в кювете, например. И это ещё не самый неприятный исход вовремя не нажатой педали тормоза. Первый раз сидя самостоятельно за рулём, я от волнения перепутал педали и вместо тормоза нажал на газ, в результате функцию тормоза исполнил опорный столб дачного забора – хорошо, что всё закончилось лишь испорченным бампером. А сколько таких «бамперов» может помять ребёнок, прежде чем сформирует собственную волю? Ну и, разумеется, начинающему водителю нужен автодром и опытный инструктор, который вовремя подстрахует и поможет справиться с пока ещё сложными ситуациями.

В методе для ребёнка на этих позициях прекрасно срабатывает организованная среда, наполненная обстоятельствами развития (своеобразный автодром), и опытный Монтессори-гид в роли инструктора, который поможет-подскажет в сложных ситуациях. Для ребёнка критически важен механизм формирования волевого баланса, причём у каждого он свой собственный, ведь если отсутствуют внутренние желания, то мы не можем полноценно участвовать в общественной жизни, а без «тормозов» не можем корректировать свои порывы, пользоваться и руководить ими.

Разумное взаимодействие и итоговая результирующая этих противоположно направленных сил возникает в результате длительных тренировок и постепенно переводит один жизненный алгоритм за другим из области активного сознания, требующего постоянного волевого усилия, на его периферию или даже вовсе в статус навыка-привычки, не требующего постоянного сознательного участия. Действия становятся автоматическими, почти на уровне рефлексов, мы перестаём чувствовать усилия, совершая их, нам уже не нужно обращаться к сознанию, управляя тем же автомобилем, мы просто едем. На самом деле, это не имеет никакого отношения к рефлексам, это вовсе не природа, а скорее привычка даёт нам такие возможности. Как часто человек, не обладающий некоторыми привычными нам навыками, кажется нам просто неловко-неуклюжим, а возможно он просто прилагает волевое усилие, чтобы сознательно контролировать себя, и должно пройти время, чтобы новый навык постепенно ушёл на периферию сознания.

Творчество также развивает волю ребёнка

Воля проявляется в деятельности, это разумный итог согласованности функций торможения и возбуждения нервной системы.

Но ребёнок ещё только набирается опыта. Личность его только формируется, он ещё не так сбалансирован, как взрослый человек, он находится во власти своих импульсов-порывов, и ему необходимы внешние поведенческие границы, выставляемые взрослыми. Противоположные волевые векторы ещё не сложились в единую силу воли, работающую во благо построения новой личности. Его психике изначально необходимы оба элемента, ведь постепенная отладка и всё более согласованные взаимодействия этих двух механизмов приводят именно к формированию воли. Чтобы помочь ребёнку в этом необходимом действии, ему необходимо предоставить возможность постоянных активных тренировок. И цель вовсе не в том, чтобы досрочно построить взрослого человека или даже некоего биоробота, нет. Нужно сформировать волевой потенциал, создать разумный и управляемый и в ручном, и в автоматическом режиме баланс между психическими функциями возбуждения-торможения. Необходима и самоценна именно эта двойственная конструкция, а вовсе не те внешние эффектные проявления, которые можно получить с её помощью.

На фото Международный Монтессори-центр «Отрада»

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.