Вход
учить детей общаться

Должен ли воспитатель учить детей общаться?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Ребёнку 2 года и 3 месяца. В детском саду, в группе, дочка ни с кем не коммуницирует. Должен ли воспитатель помочь ребёнку научиться коммуницировать с другими или должен её оставить, чтоб она сама училась? Вопрос задан родителем.

– Я пришла забирать ребёнка, все дети были на детской площадке: кто-то бегал, пара детей каталась с горки, несколько сидели на земле, играли, другие катались на качелях. А мой ребёнок стоял посреди площадки и смотрел, как мальчики катаются с горки. Она меня сначала не заметила, но увидела воспитательница и хотела уже позвать мою дочь, но я сказала не надо, так как я хочу понаблюдать. Ко мне подошла воспитательница, и я спросила у неё о поведении моей дочери. Она сказала, что дочь всё время наблюдает, но не подходит ни к кому. Потом дочь увидела меня и, расплакавшись, подбежала ко мне и сказала: «Пошли домой». В детский сад дочь ходит 5 месяцев, часто плачет, когда забираю, но идёт туда с радостью.

На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Важно, что ребёнок в целом положительно относится к детскому саду. Тогда ей достаточно небольшой вашей поддержки, чтобы чувствовать себя совершенно комфортно. На что стоит обратить внимание?

Во-первых, конечно, чем больше вы проводите с маленьким ребёнком времени врозь, тем больше времени стоит потратить на активные совместные действия. Пока дочка была с вами, ей было зачастую достаточно вашего продолжительного присутствия в зоне досягаемости, пока она была занята своими играми, а вы – своими делами. Одно это насыщает ребёнка необходимым ощущением близости значимого взрослого. Теперь же вы объективно проводите меньше времени вместе, поэтому очень важно создать семейные традиции совместного досуга. Неспешное возвращение из садика и беседа друг с другом в пути; семейные ужины, собирающие семью за одним столом; общее хобби; настольные игры, доступные малышке, и совместное собирание конструкторов; купание и игры в ванной; возня, борьба с папой или время «поваляться» всем вместе; чтение перед сном – вот малая доля того, что можно делать вместе с детьми. Я сознательно не упомянула развивающие и обучающие занятия, потому что велика вероятность того, что ребёнок будет воспринимать эту ситуацию как учебную, и общение с вами будет отступать на второй план.

Во-вторых, маленькие дети в силу возрастных особенностей плохо воспринимают больше одного значимого взрослого, даже когда эти взрослые знакомы и любимы. Именно этим часто объясняется, что довольные детским садом дети плачут, не желая и начинать день в саду, и вечером этот день завершать.  Детям гораздо легче, когда они могут создать иллюзию единства двух знакомых взрослых. Так, например, крошечный диалог с воспитателем на глазах у ребёнка позволяет объединить две конкурирующие привязанности: к вам и к воспитателю. Только не обсуждайте в этот момент ребёнка как предмет: «а он себя хорошо вёл?». Лучше спросите, чем дети занимались сегодня или вообще обсудите погоду. Ребёнок воспринимает ваше единство, и по нему, как по мостику, переходит от одного взрослого, которому доверяет и в заботе которого нуждается, к другому «островку надёжности». Взрослым очень трудно почувствовать, насколько такая непрерывность перехода может быть важна, потому что мы уже давно научились ощущать постоянство привязанности к людям, независимо от того, видим ли мы их перед собой, и сколько бы их ни было. Дети же ещё только учатся этому, и сближение значимых взрослых в момент перехода малыша от одного к другому очень помогает ребёнку сохранять уверенность в своей защищённости.

Наконец, что касается манеры девочки общаться, то нельзя забывать о том, что дети не во всём похожи на нас. То, что с вашей точки зрения, наблюдать издали за другими детьми скучно и одиноко, не значит, что дочь ощущает себя так же. Она была так увлечена этим занятием, что даже не сразу заметила, что вы подошли. Значит, она не скучала в ожидании вашего прихода, а была занята чем-то важным для себя. Может быть, она исследовала поведение других детей, может быть, создавала внутреннюю готовность вступить с ними в более близкий контакт, – что бы это ни было, это и есть то, в чём она нуждается больше всего, если она занята этим сосредоточенно и увлечённо. Воспитатель может и должен корректировать конфликты детей, обучая их действовать в таких ситуациях конструктивно. Но ещё лучше, когда детям удаётся самим, без подсказок взрослых, организовать общение друг с другом. Чрезмерное вмешательство уничтожает мотивацию ребёнка самостоятельно искать способы взаимодействия, поэтому не стоит быть поспешным в предложении своих идей.

Таким образом, ваша задача – быть надёжным и отзывчивым «тылом» для дочери, бережно и уважительно относится к её индивидуальности и тому, какая коммуникация нужна и комфортна именно ей. Это самая трудная часть в воспитании: отличить то, чего ребёнок не умеет, хотя нуждается в этом, от того, что он не делает, потому что ему это не нужно.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.