Вход
Монтессори-класс в собственной квартире

Должны ли Монтессори-родители создавать дома Монтессори-класс?

Родители, которые придерживаются метода Монтессори, часто спрашивают у нас, нужно ли воссоздавать дома Монтессори-класс, какие материалы необходимо покупать для ребёнка и надо ли вообще это делать? Это, действительно, важные вопросы.

Чтобы всё стало на свои места, мы поговорили с Эдвардом Креймером, директором по образованию ММЦ «Отрада» (имеет диплом Американской ассоциации Монтессори, 9 лет преподавал в штате Миннесота). Эдвард расставил в этих вопросах точки над «i».

– Если родитель практикует Монтессори, как ему организовать пространство дома? Нужно ли повторять Монтессори-класс?

– В Монтессори-классе создана специально подготовленная среда. Родители могут создать свою, другую среду, дома. Создавать копию Монтессори-класса дома необязательно. Так же, как взрослые, дети занимаются работой в специальном месте, и это Монтессори-класс. Это место, где они исследуют материалы, многому учатся. Но у детей есть также и другие потребности. Дом – другая, но тоже специально подготовленная среда, продуманная с учётом распорядка дня детей. В основу должен быть положен принцип внедрения философии Монтессори во все сферы вашей жизни. Мы не хотим создать копию Монтессори-класса дома, цель – сделать домашнюю жизнь соответствующей стилю Монтессори.

– Какие материалы помогут дома научиться читать? Классификационные карточки, адаптация шершавого алфавита в домашнем исполнении, что-нибудь ещё?

– Всегда нужно отталкиваться от интересов ребёнка. Если ребёнку неинтересно ничто из вышеперечисленного, когда он дома – это нормально, и это можно понять. Если ребёнок занимается и тратит много усилий в Монтессори-центре, дома его интересы могут лежать в совершенно иных областях, и право иметь эти сторонние интересы нужно защищать и помочь реализовывать: не стоит перегружать ребёнка. Но если ребёнок проявляет интерес к этим материалам даже дома, родители могут включить их в домашнюю среду. Может быть, классификационные карточки, песни – всё, что имеет отношение к развитию языка. Просто живите полной жизнью с ребёнком, находясь дома – это лучше, чем любая другая деятельность. Нужны ли конкретные Монтессори-материалы дома? Но вокруг множество материалов, способных их заменить: застёгивание пуговиц на собственной одежде, застёгивание молнии, – множество вещей, которые вы уже делаете дома, можно делать «по Монтессори».

Подвижный алфавит для работы в Монтессори-классе

– Но если застёжки есть и в реальной жизни, зачем в Монтессори-классах отдельный материал – рамки с застёжками?

– Потому что Монтессори-класс и реальный мир – не одно и то же. Пытаясь создать Монтессори- среду дома, начните с того, чтобы позволить ребёнку участвовать в реальной жизни и делать реальные дела. Я знаю, что многие родители, стараясь воссоздать Монтессори-среду дома, хотят купить рамки с застёжками или другие материалы среды и интегрировать их в домашние условия. Если им удастся подгадать время, когда они представят материал ребёнку, возможно, он им заинтересуется. Но большинство родителей будут разочарованы: «Мы купили Монтессори-рамки с застёжками, но они просто валяются в кладовке, ребёнок ими не интересуется». Чтобы использовать Монтессори-материалы, нужно быть специально подготовленным Монтессори-гидом, который прошел обучение, помогающее ему понять подходящее время для презентации, подходящее место для материала в среде, распознать в ребёнке искру интереса. Куда большего удастся достичь родителям, которые начнут думать, как Монтессори-родители. Видеть, что ребёнок во время одевания испытывает трудности с молнией или пуговицей, и постараться замедлить процесс одевания: может быть, показать на себе, как справиться с застёжкой. Это даст ребёнку гораздо больше, чем любой специализированный материал, который, скорее всего, будет пылиться в кладовке.

– Бизиборды – стоит ли их использовать дома?

– С одной стороны, здорово, что есть возможность открывать и закрывать замочки, в Монтессори-среде есть похожий материал – ящик с замками. Но, я думаю, бизиборды часто перегружены: здесь слон, тут щеколда, здесь ботинок… Было бы лучше, если бы похожий самодельный материал для использования дома был более логичным: на одной доске – всё, что предполагается трогать и осязать, на другой – всевозможные замки. Это было бы, я не хочу говорить, «более по Монтессори», но более полезно. Я вижу ту потенциальную пользу, которую подобный материал может принести, но перегруженность отталкивает. Опять же, это просто инструмент, и его можно по-разному использовать.

Девочка читает книгу в Монтессори-классе

– Нужно ли родителям, придерживающимся Монтессори-педагогики, покупать домой Монтессори-материалы? Если нет, чем их заменить?

– В общем случае я бы сказал – нет, и не стал бы покупать домой специальные Монтессори-материалы. В системе Монтессори всегда есть определённое место для всего. Место для обучения – это класс Монтессори-сада. Ситуация, когда ребёнку так сильно нравится какой-то материал, что он хочет иметь его и дома, в принципе, может случиться, но я о таком никогда не слышал. Дети ощущают Монтессори-класс как место для работы. Если убрать ощущение – это место, где мы работаем – многое теряется: «Подумаешь, у меня такое и дома есть». Ценность не только в самом материале, но во взаимодействии ребёнка с материалом. Если вы меняете взаимодействие ребёнка с материалом, поместив его в домашнюю среду, вы меняете ощущение ребёнком учебного процесса. Я бы скорее постарался найти для домашней среды другие материалы, которые были бы продолжением, а не копированием этого учебного процесса. Всё это справедливо для 3–6. Дом и класс ребёнка 1–3 во многом похожи, а ребёнок от этого не устаёт. Что-то для развития крупной моторики – лестница с перилами, например, – может находиться как дома, так и в классе. В классе 3–6 мы много говорим с родителями о тех элементах среды, которые хорошо иметь и дома, и в классе: маленький стол с маленькими стульями – полезно иметь такой же дома для занятий творчеством.

– Но если ребёнок не посещает Монтессори-сад?

– Тогда это может иметь смысл и ценность. Но вам нужно будет провести огромную работу по изучению правильного способа подачи материалов, и многое другое. Как мы говорили ранее, можно иметь материалы, но они, по большому счету, бесполезны без специально подготовленного педагога уровня AMI. Вопрос ещё и в том, как в домашней среде организовать эти занятия: просто хватаете ребёнка и говорите: «Давай займёмся этим»? Дело не только в материалах, а во всем ощущении Монтессори-жизни. Я не говорю, что этого невозможно сделать, но нужно многому научиться, вложиться в большое количество материалов… НО и тогда дети всё ещё не получают 2/3 от причин, по которым они приходят в Монтессори-центр: обучение здесь происходит не только от учителя к ученику, значительно большая часть обучения происходит между ребёнком и другим ребёнком! Старший ребёнок и младший ребёнок; ребёнок, который наблюдает, как преподаватель показывает другому ребёнку презентацию, – столько путей, по которым происходит получение информации, столько путей, чтобы завязать взаимодействие с материалом для ребёнка! Если у вас дома будет много Монтессори-материалов, если вы получите Монтессори-образование, если вы пригласите друзей с детьми, чтобы дети вместе занимались в этой среде, – поздравляю, вы открыли Монтессори-сад! Можно повесить на двери вывеску и начать собирать ежемесячную оплату.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.