Вход
опыт Монтессори-мамы

Монтессори дома: личный опыт эксперта

Когда родилась моя младшая дочка, я уже выучилась на Монтессори-педагога, и мой старший сын с удовольствием посещал Монтессори-сад. Поэтому сомнений в том, что я буду применять принципы Монтессори-педагогики в воспитании дочки, у меня не было. Я попыталась обустроить Монтессори-среду всеми необходимыми материалами, хотя и делала их, в основном, из подручных вещей.

В моём опыте было много позитивного, но были и неудачные моменты. Здесь я описываю только личные удачи и промахи и ни в коем случае не считаю, что что-то, неудавшееся нам, может не пригодиться кому-то другому.

Итак, вот что советует нам применять Монтессори-педагогика для развития ребёнка до 1 года, и что нам из этого понравилось и пригодилось, а что нет. Ещё раз повторю, что это наш личный субъективный опыт.

С рождения до 3 месяцев

Отдельное спальное место: НЕТ

Хотя идея меня всегда восхищала, но, надо сказать, что у нас она с треском провалилась. Дочка родилась с очень маленьким весом и поэтому пыталась его добрать все ночи и дни и постоянно была у груди. Мужу тоже было очень жалко её откладывать, тем более в низкую кровать («Да ей же там холодно и одиноко!»). В итоге дочка практически всегда спала с нами в кровати около года. После чего стала спать в своей низкой кровати, на которую могла легко лечь и спуститься сама (особенно ночью, чтобы перебраться к нам).

Коврик для активности: ДА

Практически с самого рождения мы выкладывали дочку на матрас, где она могла свободно двигаться, разглядывать мобили сначала, а потом играть с игрушками, учиться переворачиваться и вставать на четвереньки. Куда бы мы не ехали, мы сразу организовывали на полу такое же место. Там, в основном, дочка и проводила время вместо шезлонга, как, например, мой старший сын. Мне казалось, что это очень способствовало её физическому развитию в первый год жизни.

опыт Монтессори-мамы и Монтессори-педагога

Мобили для рассматривания: ДА

Первым мобилем были чёрно-белые картинки из Интернета, подвешенные на верёвочках над ковриком для активности.

Потом картинки стали разными, цветными, их делал мой старший сын из бумаги. Был китайский фонарик и снежинки, так как была зима. Мы их меняли достаточно часто, потому что сыну нравилось их рисовать и «дарить» сестричке. Соблюдали правила, что рисунков не должно быть много и они не должны быть пёстрыми. Никаких покупных мобилей, крутящихся и с музыкой, мы не использовали.

Дочка все мобили рассматривала очень внимательно и могла увлечься на достаточно долгое время.

Зеркало: НЕТ

Прямо у нашего коврика для активности мы прикрепили зеркало. Идея в том, что ребёнок будет смотреть на себя, совершенствуя движения. Дочку зеркало за год не заинтересовало ни разу. Что мне было, честно говоря, немного обидно, потому что надёжно приделать его к стенке было задачей не из простых…

3–6 месяцев

Деревянные мобили для захвата: ДА

В 23 месяца дети начинают пытаться захватить игрушки. Поэтому мобили должны быть подвешены на резинке и сделаны из дерева. Обычно это 3 фигурки разных цветов.

У нас деревянных фигурок не было, поэтому мы с сыном сделали их из солёного теста. Так как дочка только училась захватывать предметы, в рот они ещё не попадали. Но я решила, что, если даже попадут, ничего страшного не произойдёт. Мы сделали разноцветные сердечки к 14 февраля, а потом – весенних бабочек. Дочке очень нравились эти мобили, она училась тянуться к ним и трогать ручкой.

личный опыт Монтессори-педагога

Колечко и колокольчик на резинке для захвата: ДА и ДА

Этот материал я считаю обязательным для детей от 2-х месяцев. На резинках подвешиваются деревянное колечко и небольшой колокольчик. Ребёнок ударяет ручкой по колокольчику, и он звенит. Ребёнку так нравится это, что он пытается повторить движение снова и снова.

Колечко очень легко захватить ручкой и подтянуть к себе даже случайным движением. Дочка развлекалась этими материалами больше месяца и очень обижалась, если мы их заменяли другими.

Кстати, деревянного колечка у нас тоже сначала не было. Поэтому я подвешивала колечко-прорезыватель для зубов. Так что всегда можно найти доступную альтернативу.

Игрушки для захвата: ДА

В 3 месяца основными игрушками для ребёнка становятся игрушки для развития захвата. Ребёнок учится брать игрушки, манипулировать ими, перекладывать из руки в руку, и тащить в рот, конечно же. Поэтому такие игрушки должны быть очень удобными для манипулирования и экологичными.

До того, как мои друзья смогли сделать из дерева и подарить нам настоящие Монтессори-материалы (спасибо им большое!!!), я собирала похожие на Монтессори-материалы игрушки. Очень полезными оказались деревянные погремушки, различные колечки, резиновые мячики, которые продаются, на самом деле, для собачек. С такими игрушками дочка занималась очень много, гораздо больше, чем с яркими пластмассовыми шумящими и звенящими магазинными игрушками. Это было удивительно, как будто она сама понимала или чувствовала всю эстетику простых деревянных игрушек.

личный опыт Монтессори-мамы

6-9 месяцев

Низкий стул и стол для введения прикорма: НЕТ

В некоторых источниках Монтессори-педагоги советуют вводить первый прикорм на низком стульчике со столом. Я заранее решила, что покупать специальный стул для первого прикорма не стоит. Потом знакомая, прошедшая обучение в АМИ, подтвердила это. Поэтому мы сразу использовали высокий детский стул.

Высокий стул для общих обедов: ДА

Этот стул пригодится вам и в будущем. Поэтому лучше выбирать сразу такой, на который ребёнок сможет сам залезть, когда подрастёт. Мы об этом не подумали изначально, и после года стул пришлось менять.

Еда кусочками вскоре после первого прикорма и своя ложка: ДА

Монтессори-педагоги рекомендуют давать мягкие продукты очень маленькими кусочками вскоре после прикорма, чтобы ребёнок мог привыкать есть самостоятельно и для разнообразия вкусов. Ещё один плюс такой практики, на который я обратила внимание, – дочка очень рано научилась жевать и очень редко давилась.

Другая рекомендация – давать ребёнку свою ложку, пока вы кормите его другой. Действительно, этот совет нам очень помог, и с года мне уже практически не нужно было помогать дочке кушать.

Коробочка «с сокровищами»: ДА и ДА

Как часто родители покупают прекрасные дорогие игрушки, а ребёнок играет с коробками от них! Этот материал как раз рассчитан на то, чтобы такого не случалось. В небольшую коробочку или корзинку мы складывали обычные предметы из окружающей среды. И дочка с удовольствием часами их обследовала. И не нужны были никакие игрушки! Я делала несколько таких корзиночек и ставила в разных частях дома. А ещё была коробочка, которую мы брали с собой на прогулки и поездки. Туда мы складывали вещи попроще, потому что они постоянно терялись.

Вещи должны быть сделаны из разных материалов, разных цветов, чистыми, экологичными, без острых частей и мелких деталей, потому что все они, естественно, исследуются и ртом тоже. Одноразовые зубные щётки пользовались у нас невероятным успехом!

9–12 месяцев

Перекладина для хождения: НЕТ

Такая перекладина прикрепляется к зеркалу. Ребёнок начинает вставать, держась за неё, и ходит вдоль зеркала, исследуя свои движения. Мы повесили перекладину, но дочка отказывалась вставать, держась за неё. Она предпочитала любые предметы мебели, поэтому я сделала вывод, что такая перекладина больше актуальна в Монтессори-группе, а не дома, где много мебели, вдоль которой можно ходить.

То, что нам пригодилось для хождения, так это колясочка, за которую держалась дочка, пока ходила ещё неуверенно. Эта колясочка (у нас она была из «Икеи») позволяла ей передвигаться не только вдоль мебели, но и по всему дому.

опыт Монтессори-педагога

Игрушки для установления причинно-следственных связей и развития моторики: ДА

С 89 месяцев детей начинают привлекать игрушки, в которых нужно открыть крышку, кинуть мячик в отверстие, найти игрушку под платочком. Всё это игрушки для установления причинно-следственных связей. Малышу очень важно понять, что шарик выкатится вновь и вновь, когда он кидает его в отверстие. Дочка повторяла такие упражнения десятки раз. Ей очень нравилась изобретённая нами игра, в которой дочка прятала куклу под платочек, а потом «находила» её, таким образом изучая сохранность окружающего мира.

Низкие полочки: НЕТ

Конечно, низкие полочки – основа Монтессори-среды. Но по-настоящему они становятся нужны к году, когда ребёнок может легко подняться и взять предмет с верхних полочек. До года попытки взять предмет с верхней полочки у нас часто заканчивались тем, что материал падал. Поэтому мы ставили материалы только на нижнюю полку или прямо на пол. Из чего я сделала вывод, что в таком раннем возрасте полочки не так уж и нужны. Но в любом случае важно, чтобы материалы были расставлены удобно и красиво, мы, например, часто использовали корзинки.

Наталия Гончарова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.