Вход
Мальчик с большой лупой в библиотеке

Контроль ошибок

Ошибки совершают все. Безошибочных людей просто не бывает, их в принципе не существует в природе. Это одна из реальностей нашей жизни.

Разница между традиционными образовательными подходами и методом Монтессори заключается в том, кто должен за ошибками следить. В обычной школе это делает учитель.

Помните свои школьные тетрадки, в которых красной пастой отмечались все наши оплошности? В Монтессори-школе всё происходит иначе: здесь ответственность за собственное развитие ребёнок целиком и полностью берёт на себя. И ошибка при работе с материалами не несёт такой негативной эмоциональной окраски. В каждый Монтессори-материал в буквальном смысле «зашит» принцип автодидактичности. Это чем-то похоже на складывание пазлов. Если совершена неточность – ошибка, – то окончательная картинка не сложится до тех пор, пока ребёнок самостоятельно не обнаружит причину помарки и не устранит её.

Девочка делает опыты в классе химии

Учителя старой закалки часто повторяют, имея в виду ребёнка: «Кто же исправит его, кто наставит на путь истинный?»

Обнаружить, задуматься над причинами, извлечь из ситуации урок, принять к сведению и сложить новый опыт в свой багаж знаний, чтобы двигаться дальше к самостоятельно поставленным целям – вот алгоритм ищущего ребёнка. Ну какой толк переживать из-за временного нарушения маршрута, когда можно радоваться тому, что он самостоятельно нашёл выход, преодолел сложности и нашёл своё собственное, адекватное ситуации решение?

Учителя старой закалки часто повторяют, имея в виду ребёнка: «Кто же исправит его, кто наставит на путь истинный?» И ответ прост – да он же сам, его собственный внутренний учитель, за которым и следует дух дерзновения и стремления к самосовершенствованию. Вступать с ним в противоречие – это только создавать совершенно ненужные и необязательные препятствия на пути к его саморазвитию и самопостроению личности. Все исправления, которые делает учитель, лишь подрывают веру ребёнка в себя и оказывают негативное влияние на энергетику познавательной активности.

Вот тут мы и подходим к понятию «контроль ошибки». Чем бы не занимались ребёнок, учитель, вся школа – нужно просто признать, что ошибки были, есть и будут. Надо просто признать, что важно не исправление само по себе, а то, что личность должна получить механизм признания и осознания собственных ошибок. И у каждого ребёнка, находящегося в среде Монтессори, какой бы материал он не взял, такой встроенный механизм есть, ребёнок может САМОСТОЯТЕЛЬНО установить, прав он или нет. Это как система дорожных указателей, которая показывает, в правильном ли направлении мы движемся.

Двое детей играют в путешественников и изучают глобус

Оценить ребёнка, сказать ему, хороший он или плохой – это ложный путь к совершенству.

Возможность определять ошибки может быть заложена как в способностях ребёнка к различению, например, размера-цвета-запаха, так и в структуре материала. Показателен пример целого раздела математики «Исследование и запоминание таблиц», где ведётся работа на все элементарные арифметические операции. Там ребёнок решает примеры-задачи, а затем САМ себя проверяет. Зачастую самопроверка доставляет ребёнку больше удовлетворения, нежели процесс собственно решения.

Когда я работаю с группой детей, то они во всю следят за всеми моими действиями. И время от времени сообщают мне, что я то стульчик не задвинул на место, то стакан забыл за собой помыть и т. д. И я всегда благодарю за наблюдательные комментарии, признаю свои оплошности и исправляю их. На детей это действует волшебным образом. Они понимают, что безупречности не существует, что ВСЕ люди могут не только ошибаться, но и исправлять свои огрехи.

Итак, что мы имеем на выходе? Уверенность в своих силах и опыт преодоления. Оценить ребёнка, сказать ему, хороший он или плохой – это ложный путь к совершенству. Ребёнку гораздо лучше и полезнее самому видеть, что именно ему доступно, и важно дать ему не только материалы и способы самообучения, но и указатели, которые сообщат ему о собственных ошибках.

Ребёнок даже рад – не самой ошибке, а тому, что преодолел сложность, ведь в методе он постоянно сталкивается с задачами на пределе своих возможностей. На подкорку записана ещё одна поведенческая модель, теперь он знает, как поступить в сходных ситуациях. Вот он урок уверенности в своих силах – теперь ребёнок точно знает, что он МОЖЕТ и УМЕЕТ, что он СПРАВИТСЯ.

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.