Вход
Упражнения практической жизни в Монтессори-среде

Упражнения практической жизни

Не стоит думать, что зона практической жизни в методе Монтессори является чем-то вроде «трудотерапии» для ребёнка. Ему очень интересны каждодневные бытовые процессы, которые происходят вокруг него. Этот интерес является проявлением адаптивных возможностей ребёнка. Он инстинктивно поглощает всю информацию, которая гипотетически может пригодиться ему для выживания. Но если в древнем охотничьем сообществе, к примеру, ребёнок учился бы ставить силки, выслеживать дичь, коптить мясо на костре и т. д., то сейчас возможности ребёнка по получению конкретных жизненных навыков весьма затруднены. Ребёнок хочет делать то же, что и окружающие его близкие взрослые. Но зачастую родители ограничивают его участие в повседневной деятельности с понятной и достижимой целью (стирка, утюжка, подметание, накрывание на стол, переодевание и др.), ещё и ссылая в комфортный, со взрослой точки зрения, мир игрушек.

Формирование навыков практической жизни

В Монтессори-пространстве создаётся специальная зона навыков практической жизни. В этом разделе всё реально.

Упражнения практической жизни не являются искусственным порождением, они гармонично вписываются в повседневную жизнь ребёнка. В Монтессори-пространстве создаётся специальная зона навыков практической жизни. В этом разделе всё реально. Ребёнок чистит при помощи щётки, крема и бархотки обувь. Он по-настоящему стирает и полощет тряпочки, полотенца и салфетки. Ему позволяется чистить и полировать зеркала, а также настоящие деревянные и металлические предметы. Он моет за собой посуду, пришивает пуговицы и гладит бельё настоящим, удобным для детской руки утюжком. Все предметы в этой зоне: кувшины, тазы, щётки, ведра – соразмерны ребёнку, причём не только по размеру, но и по весу, поэтому ему удобно ими пользоваться, да и располагаются они на удобной низкой мебели (столы, стеллажи). Для этой зоны специально изготавливаются маленькие полотенчики, фартуки (тканево-промокаемые и клеёнчатые-непромокаемые), вяжутся маленькие салфеточки из гигроскопичной пряжи и т. д.

Деятельность ребёнка должна быть реальной, а не вымышленной. Ребёнок полирует зеркало, при этом он загрязняет тряпочку; при уборке материала ребёнок унесёт эту грязную тряпочку в зону стирки. Когда накопится много грязного, ребёнок постирает и повесит их на просушку. А после их надо погладить, аккуратно сложить и положить на полку пополнения. Такие замкнутые циклы активности весьма полезны дошкольникам, они помогают вникнуть в реальные жизненные процессы и научиться принимать десятки повседневных решений.

Материалы

В этой зоне необходимо использовать эстетичные, красивые, хрупкие, натуральные материалы. Такие материалы «зовут» ребёнка, предлагают ему поработать с собой. Среда развивает восприятие красоты и чувство прекрасного, а культура просто впитывается ребёнком. Эстетичное окружающее пространство становится необходимой внутренней потребностью. Кроме того, специально подготовленная среда должна нести некий «культурный отпечаток» местности, где проживает ребёнок.

Все материалы, с которыми работает ребёнок, должны быть полными, иначе ребёнок не сможет завершить свою работу, и это будет являться препятствием для развития самостоятельности и независимости. Материалы расставляются на полках в порядке постепенного увеличения сложности заданий.

Приветствуется кодификация материалов по цветам, это даёт ребёнку ощущение порядка и независимости, в которых он так нуждается. В презентации мы показываем ребёнку приёмы работы, куда отнести грязное и мокрое, где взять сухие и чистые расходники, чтобы вернуть на место материал в идеальном состоянии. Это воспитывает, в том числе, и ответственность.

Практические навыки у ребёнка

Ребёнок по-настоящему стирает и полощет тряпочки, полотенца и салфетки. Он моет за собой посуду, пришивает пуговицы и гладит бельё настоящим, удобным для детской руки утюжком.

Каждый материал должен иметь точку интереса – делать презентацию надо так, чтобы ребёнок был заинтересован в этом действии, этот момент презентации приглашает ребёнка повторить действие и, как следствие, повышает его концентрацию. Когда гид видит, что ребёнок начал концентрироваться, он может спокойно оставить его наедине с материалом. Сделав презентацию, гид даёт ребёнку возможность работать так, как он может. Если у ребёнка не получается какое-то упражнение, то скорее всего, он «застрял» на одной из этих точек. В таких случаях можно показывать только их репрезентации, а не всю презентацию от начала и до конца.

Материалы и презентации выбираются в соответствии с той культурой, в которой живет ребёнок (выпечка блинов, высаживание местных растений). Но гид может расширять словарь и кругозор детей: «А вот на Востоке люди едят палочками». Можно попробовать поесть с помощью палочек в качестве упражнения. И палочки, и ложки мы можем использовать только по назначению, но иногда для более маленьких детей, в виде исключения, возможно использование с целью развития навыка правильного держания и развития руки.

Анализ движений – очень важный процесс: когда гид делает презентацию, то каждый шаг выполняет очень тщательно, чтобы ребёнок мог увидеть точно, что и как происходит. Следует всегда после движения делать маленькую паузу, чтобы ребёнок мог абсорбировать информацию. Давая презентацию, гид анализирует свои движения, и тогда ребёнок тоже будет анализировать свои.

Создание алгоритмов

В каждом материале просто обязана присутствовать определённая логическая последовательность шагов. Деятельность ребёнка постепенно алгоритмизируется, и более простые алгоритмы постепенно включаются отдельными блоками во всё более сложные. Примеры: шитьё по картону – пришивание пуговицы, выжимание тряпочки – стрика белья.

Косвенная подготовка – материалы подготавливаются таким образом, чтобы самый сложный момент презентации подготавливал ребёнка к выполнению более сложных задач. Пример: при выполнении упражнения выжимание губки косвенная цель – укрепление мышц руки и запястья, а также подготовка руки к письму.

Зона освоения навыков практической жизни должна находиться неподалёку от входа в специально подготовленную среду, чтобы ребёнок, попадая в это развивающее пространство, сразу погружался в так необходимые ему упражнения. Адаптационный период ребёнок проводит, по большей части, именно в этой зоне. В первую очередь ребёнку презентуются предварительные упражнения (переноска мебели, открывание-закрывание двери, перекладывание ложкой, переливание из кувшина в кувшин, скатывание и раскатывание коврика, протекторы и многие другие презентации), чтобы ребёнку было легче ориентироваться в новом для него пространстве.

Зона практики также создаётся неподалёку от источника воды, так как во многих упражнениях она необходима (стирка, мытьё стола, выжимание губки, наливание в одинаковые стаканы по метке и т. д.). Для слива использованной воды нужна канализация, но иногда ещё используется и специальный бак для рециркуляции воды. К примеру, воду, задействованную для наливания, можно затем использовать для полива растений.

Жизненная практика очень востребована и необходима всем детям Монтессори-группы, причём всех возрастов, но каждый ребёнок находит в ней что-то своё. Для более младших детей результат не является определяющим, они получают удовольствие уже от самого процесса. Старшим этого уже недостаточно, они хотят справиться со своей работой качественно, быстро и эффективно.

Следует понимать, что если в классе царит беспорядок, то, скорее всего, дети недостаточно работают в зоне упражнений практической жизни.

Фото из архива Юрия Филёва и Международного Монтессори-центра «Отрада»

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.