Вход
Христианское воспитание и Монтессори

Христианское воспитание в Монтессори-методе

Как мы знаем, педагогическая система Марии Монтессори в своих основах опирается на естественно-научную картину мира. В ней нет места мистицизму, но при этом Монтессори не являлась атеисткой. Она была крещена в католической церкви, исповедовала христианство. В 1910 году, спустя всего 3 года после открытия её первого Casa Dei Bambini (Дома Ребёнка), Монтессори получила благословение Папы Пия Х на создание материалов, помогающих ребёнку приобщиться к католическому богослужению и традициям духовной жизни. Монтессори разработала концепцию Атриума (Atrium). Это особым образом подготовленное место, где ребёнок знакомится с материалами, помогающими проникнуться жизнью Иисуса Христа, а также церковными праздниками и таинствами.

В раннехристианских церквях атриумом называлось место в базилике или соборе, где готовящиеся принять крещение собирались для обучения и молитвы. Только после завершения учёбы оглашённые могли полностью участвовать в богослужении. Как и в ранней церкви, Монтессори и её последователи используют термин «атриум» для обозначения места, где дети учатся и возрастают в любви к Иисусу Христу и церковной службе. Первоначально Атриум подразумевал отдельную комнату с входом непосредственно из главного класса, в котором находились материалы по геометрии, языку, математике и т. д.

Монтессори-метод и религия

Монтессори передала попечение о развитии Атриума своей близкой подруге и сподвижнице Джианне Гобби. В 1950 году Гобби представила свои работы д-ру Софии Кавалетти, и внутри католической Монтессори-школы начались новые исследования, которые привели к созданию в 1950 годах Катехизиса Доброго Пастыря (Catechesis of the Good Shepherd) – уникальной религиозной программы, базирующейся на Священном Писании, Литургии, обогащённой духовным вероучением и традициями Римской католической церкви. Для детей в возрасте 3–6 разработан Уровень 1, а для учеников 6–9 и 9–12 – Уровни 2 и 3, именуемые Лоза Истинная (The True Vine). Обстановка Атриума меняется по мере того, как ребёнок растёт, потому что она следует за нормальным развитием человеческой личности. Например, Атриум для детей 6–12 лет – начало возраста понимания и сознательности – во многом отличается от Атриума 0–6 лет или 12–15.

Уровень 2 основывается на милосердной, всепрощающей любви Христа, призывающей детей к отклику. Старшие дети получают пищу для размышлений, чтобы улучшить подготовку к таинствам покаяния, евхаристии и конфирмации.

Уровень 3 сосредотачивается на планах Бога воссоединить всех людей. В центре внимания ребёнка – щедрость Бога и ответственность, сопровождающая Его дары. Дети задаются вопросом: «Каково моё место в Царстве Божьем?».

Дети слышат библейскую историю в устах катехизатора, читающего оригинальные стихи Евангелия, и обсуждают услышанное, размышляя об этом. Материалы, сопутствующие занятиям, помогают детям воссоздать библейскую историю. Катехизатор – это специальным образом обученный взрослый, работающий с детьми в Атриуме. Образовательный курс катехизатора включает в себя более 100 часов занятий с дополнительным периодом наблюдения и некабинетной работой. Невозможно передать в письменной форме глубину и объём работы и молитвы в Атриуме.

Система Марии Монтессори и христианство

Катехизис Доброго Пастыря сочетает принципы Монтессори-педагогики и мировой катехизаторский опыт. Многие ордена католической церкви используют Катехизис Доброго Пастыря как основной метод катехизации. У учеников католических Монтессори-школ есть возможность проводить в Атриуме 5 дней в неделю.

Когда был основан Атриум, Монтессори сказала, что именно в нём её метод достиг желанной цели. Она говорила: дети показали ей, что то, чем они хотят заниматься больше всего – упражнения на координацию движений, игры в тишину, упражнения с ритуалами из повседневной практической жизни, которые они выполняли с наивысшей концентрацией – это навыки, необходимые для участия в церковной литургии. Она называла литургию «наилучшим обучающим инструментом католической школы». По её мнению, взрослым следовало бы обеспечить ребёнка личным пространством, где он может вступить в контакт с тем, что он проживает на литургии, но сообразно его росту и ритму жизни. Монтессори утверждала, что родители дают «общее», приводя ребёнка на службу, а Атриум даёт возможность изучить «детали».

Монтессори констатировала: религию никогда не стоит рассматривать как некий «предмет обучения»; на что мы должны нацелиться по-настоящему, – так это на развитие уже существующих отношений между ребёнком и Богом. Монтессори говорила, что ребёнку надо позволить вступить в свои уникальные отношения с Богом так, как он этого хочет. Принцип «Помоги мне это сделать самому» касается и духовной жизни ребёнка.

Перевод: Евгения Ефимова, Надежда Иванова

Статья подготовлена на основе: http://www.wayoftheshepherd.org

http://www.avemariamontessori.com

Полезные матералы:

Катехизис Доброго Пастыря в православной Церкви (англ.) http://www.sttheophanacademy.com

Описание презентаций в Атриуме (англ.) http://www.voxpastoris.org

Евгения Ефимова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.