Вход
Igrushki-oruzhie

Покупать ли ребёнку игрушечные пистолеты, ружья и мечи

У нас спросили:

— Хочется услышать мнение педагога-психолога об игрушках-оружии. Я знаю, что метод Монтессори отвергает ролевую игру. Сама против игр с пистолетами, ружьями, световыми мечами — считаю, что подобные предметы давно перестали быть необходимостью. А играть в убийства неправильно. Оружие не должно быть игрушкой. Оружие — это серьёзно. И ребёнок с детства должен чувствовать эту разницу и ответственность. Но как быть? Пока мой сын маленький, я могу это контролировать. Потом он вырастет, и у него появятся друзья и совместные игры. Возможно, с применением пистолетиков. Как в этом случае должна вести себя Монтессори-мама?

Мы попросили Монтессори-педагога (AMI 0–3) Анну Федосову и детского психолога Наталию Гончарову ответить на вопрос читательницы.

Мнение Наталии Гончаровой:Goncharova

— Как мама я совершенно вас поддерживаю!

В Монтессори-классе недопустимы любые виды насилия, внедряются идеи мира и бережного отношения друг к другу. Детей с раннего детства учат не причинять боль или неудобство другим людям и выражать собственные чувства словами, а не физическими методами. Поэтому Монтессори-родители должны поддерживать подобные идеи и пытаться следовать им дома.

В каждом доме существуют свои правила. У некоторых детей с детства множество игрушек и гаджетов, у других — только деревянные игрушки. Некоторые дети каждый день едят домашнюю выпечку, другим совсем не дают сахара. Если ребёнок спрашивает о семейных правилах, вы можете ответить, что в вашей семье так принято. Вам не всегда следует подробно объяснять причину возникновения правила в вашей семье и тем более оправдываться.

Так же и с пистолетами, мечами и ружьями. Вам достаточно сказать: «У нас не принято играть с оружием. Мы (взрослые) считаем, что оно служит для убийства, и не хотим, чтобы наши дети играли в подобные игры». Помните, что введение определённого правила в семье — ваше право, и не стоит отклоняться от него, даже если ребёнок настаивает на обратном.

Однако, вам следует понять и принять тот факт, что в других домах могут быть иные порядки. Если ребёнок идёт в гости, лучше разрешить ему играть в игрушки друга. Это позволит избежать неприятных или конфликтных ситуаций с родителями, а ребёнку даст новый опыт, ведь в любом случае когда-нибудь он узнает о существовании пистолетов. После вы можете обговорить с ним ситуацию, объяснить, что в каждой семье свои правила, и несмотря на то, что у друга или на площадке он играл с пистолетами, вы не позволите играть с ними дома и не будете покупать их.

Я не покупаю оружие своим детям. Есть мнение, что игры с оружием помогают снять стресс, но есть другие способы: спорт, бои подушками. Мой сын на прогулке играет в футбол — это отлично снимает напряжение.

Даже для игры в рыцарей не нужны мечи, дети сплавляются без них. Тем более не нужны пистолеты: они изображают не равную борьбу, а убийство.

В Монтессори-школе придерживаются такого же мнения: детям не запрещают играть в рыцарей, бандитов или войну на прогулке, но специально этому не учат, атрибутов для игры не дают и чётко обозначают: можно играть во что угодно, не причиняя вреда другому. Параллельно проводят беседы о важности сохранения мира на земле.

Мнение Анны Федосовой:Fedosova

— Вопрос касается сразу нескольких разных тем.

За скобками ответа оставим тему ролевой игры. Метод Монтессори имеет убедительные свидетельства того, что она отходит на второй план, когда у детей есть лучшие возможности двигаться к взрослости, которые предоставляет Монтессори-класс. Ролевая игра не исчезает, но перестаёт быть ключевым моментом, и не потому, что её запретили или кто-то был против. Возможность работать в Монтессори-классе привлекательнее.

Ролевая игра позволяет, во-первых, отождествлять себя со взрослыми через имитацию их занятий, а во-вторых, выразить сильные чувства в инсценировке. Оценка того, насколько игры с оружием приемлемы, основана на конкретном культурном контексте. В середине прошлого века дети родителей, прошедших Вторую мировую (а часто и погибших в ней), играли в войну. Для них это был единственный способ ощутить связь с погибшими родственниками. Было вполне здравым воспринимать как элемент взрослости и проигрывать способность защищать интересы Родины с оружием в руках. В то же время игра в войну позволяла прожить и отпустить многие страхи, закономерно возникающие у детей военного времени.

Совсем другое дело, если идея игры с оружием исходит от взрослых — через героев мультфильмов, которые сражаются друг с другом, через совместную игру в компьютерные игры с боевыми действиями. В этом случае они скорее учат плохому, чем позволяют отыграть нечто типичное. Оружие не игрушка, агрессия не самый востребованный в цивилизованном обществе способ решения конфликта, и конструктивным формам проявления агрессии контекст оружия не учит.

В то же время надо понимать: ваше чрезмерное волнение по поводу чего-либо создаёт напряжение и у ребёнка — он не останется равнодушен к тому, что пугает или сердит вас. Значит, нужно определить границы, которые разумны для вас, чтобы придерживаться их спокойно и твёрдо.

Затрагивает ваш вопрос и ещё одну громадную педагогическую тему: контролировать ребёнка — ваша обязанность, и делегировать контроль тоже. Монтессори-мама старается обеспечить ребёнку благоприятную среду, в том числе и общения. А также предоставить ему доступный максимум самостоятельности в социальном взаимодействии в пределах этих условий. Только вы можете решить, как именно вы построите взаимоотношение между ценностями вашей семьи и общества. Игра с пистолетиками тут ничем не отличается от вопросов питания, религии, вредных привычек, обязанностей, лечения и лекарств… Вокруг нас всегда есть люди с привычками и приоритетами, отличными от наших. Как жить бок о бок с этим, да и жить ли — предмет вашего осознанного выбора. Есть люди, которые проводят жизнь в общине близких по духу и сводят к минимуму контакты с остальными: староверы и амиши, например. Другие следуют собственным нормам везде, где бы они ни были, как иудеи или мусульмане. Третьи активно добиваются от других соответствия собственным критериям: феминистки, борцы за запрет смертной казни, экологи. В принципе, любые крайности создают стресс: если вы идёте на поводу у других, вы погружаете ребёнка в систему двойных стандартов, губительную по ряду причин; если же вы противопоставляете себя другим, это увеличивает количество неодобрения других к вам и детям. А принятие со стороны общества за пределами семьи играет большую роль в становлении самоотношения и в том, какие стратегии поведения в конфликте становятся привычными, какие ожидания человека закрепляются в отношении к незнакомым.

Как вы решили, что можно и что нельзя есть в гостях или в компании сверстников? Аналогично поступайте с оружием. Вы покупаете или не покупаете игрушечный пистолет, вы даёте или не даёте денег на поход в Макдональдс на день рождения друга.

С точки зрения Монтессори-метода, ребёнок вбирает в себя культуру того места и времени, в которых он рождён. Его задача стать человеком своего времени. Но зачем же предлагать к изучению худшее, а не лучшее? Метод Монтессори не является универсальным экспертом по любой культуре. Для вашего ребёнка вы и есть главный консультант по тому, что достойно подражания, чтобы вашим детям стать не случайными, а достойными представителями своего времени и места.

Источник фото: Glebka Life

Теги0-33-66-12
Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.