Вход
бесполезные игрушки

Игрушки, которые не подходят малышам до трёх лет

Современным родителям предлагается огромнейший выбор игрушек, которые они могут приобрести для своего ребёнка. Простые и незамысловатые явно проигрывают ярким и кричащим. Первые кажутся скучными, вторые обещают фейерверк эмоций. Но не всегда яркое будет полезным, и не всегда сложность будет действительно развивающей. 

Попробуем разобраться, какие именно игрушки не стоит выбирать для малыша до трёх лет.

Для начала немного о том, как соотносятся методика Монтессори и игрушки. Иногда можно услышать мнение, что дети, занимающиеся по этой методике, лишаются настоящего детства, т. к. вместо традиционных игр им предлагаются занятиями с безликими, скучными «материалами» или выполнение разных домашних дел. Но это лишь поверхностный взгляд на подход к развитию ребёнка по Монтессори. Следовать за потребностями малыша – это не значит запрещать ему что-то и лишать чего-то. Это значит выбирать для него и предлагать ему именно то, что наиболее необходимо в этом возрасте.  Поэтому игрушки никто не запрещает. Просто, как и во всём, что касается ребёнка, подходить к их выбору нужно, учитывая возраст и потребности.

Нет чёткого списка игрушек, о которых можно было бы сказать «по Монтессори» или «не по Монтессори». Есть общие рекомендации и соответствие целям методики. И есть определённый возраст и потребности ребёнка, которым игрушка может отвечать или нет.

Например, на этой фотографии игрушки, на которые стоит обратить внимание. Они будут действительно полезны и интересны.

бесполезные игрушки

Но какие игрушки не стоит выбирать для малыша до трёх лет?

Во-первых, обращайте внимание на материал, из которого сделана игрушка.

Пластик и пластмасса делают игрушки более дешёвыми и доступными, но в то же время хрупкими и недолговечными. Погремушки и маракасы из пластмассы сломались задолго до того, как моей дочери исполнился год. К тому же этот материал довольно беден для сенсорных ощущений. Не стоит, чтобы подобные игрушки преобладали у вашего ребёнка. Старайтесь отдавать предпочтение натуральным материалам, имеющим разную фактуру, запах, вес, либо более качественной пластмассе. Такие игрушки будут дороже, но прочнее.

Например, подобные погремушки одни из самых недорогих, но очень быстро ломаются. У первых непрочный механизм крепления между собой двух половинок шарика. Он трескается, и гремящие внутри маленькие детальки выпадают и могут быть опасны. Вторая погремушка крепится на резинку, но со временем узелки развязываются, и погремушка разлетается на части. Колечко из очень мягкой пластмассы: оно быстро гнётся и теряет форму.

вредные игрушки

Во-вторых, распространено мнение, что игрушка должна привлекать внимание маленького ребёнка.

Часто для игрушки выбирают очень яркие цвета или контрастные сочетания цветов. Без сомнения, яркие цвета стимулируют активность детей, но их избыток приводит к чрезмерной стимуляции. Подобной яркой игрушкой вы усложните для своего ребёнка задачу понимания мира. Монтессори-педагоги рекомендуют начать с натуральных цветов, потом добавить игрушки с основными цветами и только потом – с их оттенками.

Во многих магазинах можно приобрести развивающие коврики для младенцев. Сама идея такого коврика хорошая и имеющая место быть. Но часто они избыточно яркие и перегружены большим количеством рисунков. Возраст, когда ребёнок с интересом и пользой для себя сможет рассматривать такое количество картинок, наступит намного позже рекомендуемого для этой игрушки. А пока они будут лишь отвлекать и перевозбуждать. Поэтому их стоит избегать.

Если это подарок, постарайтесь уменьшить отвлекающие факторы (накройте однотонной тканью, уменьшите количество подвесных игрушек, предлагаемых в один момент).

бесполезные игрушки для детей

Другой пример, для более старшего возраста (1,5–2 года).

Яркие картинки на подобных стучалках призваны сделать их более интересными и привлекательными для ребёнка. Не просто стучалка, а стучалка-ягодка! Или бабочка с ярким узором на крыльях. Но на фоне этих картинок совершенно теряются и даже сливаются цветами сами шарики, по которым надо учиться попадать… То есть сам смысл такой игрушки пропадает. То, что придумано как способ развить координацию, усложняет это обучение, создавая препятствия.

вредные игрушки для детей

Ещё один встречающийся недостаток – раскрашивание предметов, животных или людей в ненатуральные цвета. Синие собаки или жёлтые медведи, конечно, не запрещены и так развивают фантазию. Но для совсем маленьких детей, которые только учатся различать, кто такой мишка, а кто собачка, лучше отдать предпочтение реальным окрасам игрушек.

Например, на этих пазлах весьма неудачное цветовое решение. Мало того, что выбраны не свойственные животным цвета, так ещё и части тела разного цвета.

бесполезные детские игрушки

В-третьих, не стоит увлекаться интерактивными музыкальными игрушками и книгами.

Если, играя с обычными игрушками, ребёнок получает обратную связь (трясу погремушку – слышу звук, кидаю мячик – он катится и т. п.), то в интерактивных игрушках эта связь неочевидна. Да, ребёнок быстро научится нажимать кнопку, и ему это понравится. Однако подобные игрушки делают ребёнка не активным участником процесса, а лишь своеобразным зрителем. Если у ребёнка будет 1–2 такие игрушки, это не навредит ему. Но не тогда, когда они будут преобладать.

Намного ценнее и полезнее игра с реальными музыкальными инструментами или чтение книг со взрослым.

вредные детские игрушки

Кстати, сейчас очень много книг с музыкальной кнопкой. У меня сложилось к ним отрицательное отношение. Именно в таком сочетании они совершенно непонятны. Например, моя дочь (тогда ей было 10 месяцев) подобную книгу с потешкой про гусей только слушала, пока не села батарейка. И только потом, без постоянно играющей песенки, она, наконец, пролистала её до конца и рассмотрела.

детские вредные игрушки

Выбирая интерактивную игрушку, обратите внимание на громкость звука. Слишком громкие звуки вредны для маленьких детей. Избегайте также слишком ярко и быстро мигающих огоньков в таких игрушках.

В-четвёртых, с осторожностью относитесь к так называемым развивающим игрушкам, в которых это слово понимается слишком буквально.

Как правило, они отличаются принципом – «чем больше всего, тем лучше». То есть если игрушка называется развивающей, то она должна развивать как можно больше всего сразу! Это неверный подход для возраста до трёх лет. В этом возрасте, наоборот, рекомендуется занимать ребёнка только одним действием. Ведь он ещё не может отделять важные стимулы от неважных и просто усвоит всё предложенное. Это усложнит понимание и может стать причиной неразберихи. Когда стимулов слишком много, ребёнок упускает хорошие возможности для обучения и развития.

Например, эти две игрушки слишком перегружены деталями и цветом. Я даже не сразу поняла, для чего именно они предназначены – настолько всего много.

детские бесполезные игрушки

Или, к примеру, подобные пирамидки. Они задумывались как многофункциональные и многоразвивающие. Это интересно и кому-то понравится. Но если вдруг такую игрушку приобретут для ребёнка, который станет впервые на их примере учиться собирать пирамидки, то они будут отвлекать от основного своего предназначения.

детские игрушки бесполезные

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание и за что часто критикуют метод Монтессори, – присутствие сказочных и фантастических элементов в игрушках.

До 5 лет для ребёнка подобное не приветствуется. Конечно, это тема отдельного подробного разговора. Но если вкратце, то до 5-летнего возраста ребёнок не может адекватно отличать вымысел от реальности и воспринимает всё буквально. Поэтому стоит сначала изучить тот мир, который окружает его, а потом отправляться в путешествия по воображаемым мирам. Не стоит, конечно, впадать в крайности и ограждать от всего выдуманного (да это и невозможно!), но не делать на этом акцент вполне в наших силах.

Например, шнуровку можно выбрать на более прозаичном ботинке, без глаз и носа. Или вместо улыбающегося телефона на колёсиках выбрать каталку в виде машинки или собаки.

детские игрушки вредные

Также не стоит забывать об эстетическом чувстве ребёнка. Некоторые фантазии производителей игрушек выглядят очень странно и зачастую отталкивающе.

игрушки для детей бесполезные

Надеюсь, эти небольшие рекомендации и советы помогут вам сделать выбор в том необъятном море различных игрушек, которое окружает современных родителей и их детей.

Читать по теме:

Какие игрушки выбирает Монтессори-мама?

Игрушки в садах Монтессори

Почему Монтессори-материалы, а не игрушки?

Игрушки в жизни двухлетнего ребёнка

Юлия Горелова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.