Вход
Девочка вместе с папой играет в компьютерные игры

В свободном плавании

Интересно устроен человек: пытаясь облегчить свою жизнь, он неизбежно её усложняет; путает в спешке дозировку и превращает лекарство в яд, не замечая разницы… Это касается всего, и воспитание не исключение.

…1994 год. Я, первоклассница, очень любила наблюдать за мамой в то время, когда она готовилась к урокам. Учительница русского языка и литературы, она занимала удобную позицию за огромным письменным столом, обкладывалась учебниками, журналами, пособиями, вооружалась ручкой и тетрадкой с самодельными полями и на протяжении нескольких часов вычитывала, подчеркивала, переписывала, перечитывала, произносила что-то вслух полушёпотом… Для меня, шестилетней крохи, это было сродни священнодействию. Тогда я, конечно, не имела представления о том, зачем нужен конспект урока, каковы основополагающие задачи педагогического процесса и в чём заключается суть личностно ориентированного обучения. Я просто наблюдала за родным и любимым человеком, мне нравилась эта скрупулёзность, аккуратность, настойчивость.

Мне доводилось сидеть на маминых уроках в роли «свободного слушателя». Просто меня некуда было деть – никаких особенных кружков и развлечений в нашем селе в те годы не было, и после своих четырёх уроков я шла на мамины – пятый, шестой, седьмой…

Портреты писателей, репродукции картин и таблицы с правилами – всё, что использовалось в качестве дополнения.

Помню, что ни разу, ни одного единственного раза мама не повысила голос. Интонация менялась, зачитывались отрывки произведений, велась полемика, но всё это было на уровне спокойного, уравновешенного общения равноправных цивилизованных людей.

…2015 год. Моя мама, пенсионерка, смотрит на меня, начинающего логопеда, с лёгким налётом белой зависти. Я не написала от руки ни одного конспекта, я вооружена гаджетами, приложениями, облачными технологиями, порталами, вебинарами, дистанционными курсами… В общем, Google мне в помощь.

…Совсем недавно моё пятилетнее сокровище поинтересовалось: «Мам, а когда ты была маленькой, во что ты больше любила играть? В «Angry Birds» или в Тома с Анжелой?» Моё чистосердечное признание в том, что в моём раннем детстве не было планшетов и ноутбуков, кажется, настолько потрясло моего ребёнка, что остаток дня она смотрела на меня как на динозавра.

И мне подумалось, что эти двадцать два года, что нас разделяют, – это годы глобальных метаморфоз и необратимых изменений.

В моём детстве не было памперсов, блендеров и школ раннего развития.

В моём детстве не было карточек Домана, досок Сегена, массы для лепки и пальчиковых красок.

В моём детстве не было мультимедийных презентаций, аудиокниг и интерактивных компьютерных игр.

Как? Как я выжила в этом диком мире, научилась читать, считать и складывать слова в предложения?

В детстве моей дочери есть все вышеперечисленное, и даже больше. У неё гораздо больше возможностей – и гораздо больше рисков. Современные дети пришли в этот мир в благодатное время – время больших перемен и невероятных свершений. Но, кажется, в погоне за количеством, мы перестали ценить качество.

Нам хочется всего и сразу – быстрее, лучше, больше… Чтоб ходил в 9 месяцев, чтоб говорил без запинки в два года, а в три – читал, а можно и раньше, ведь были случаи. Мы так торопимся жить, что в итоге жить не успеваем. Время быстрого питания и медленного усвоения…

Этим детям, одарённым, талантливым, мобильным, очень легко и очень сложно одновременно. Для них нет ограничений в доступе к информации – она повсюду, она льётся нескончаемым потоком с экранов телевизора, с радиоволн, с маминого айпода, с папиного айфона, с мультимедийного проектора в классе, с рекламных щитов и всплывающих окон на сайтах. Как не захлебнуться? Как принять необходимое, отсеяв лишнее, очистить зёрна от плевел, не навредив здоровью физическому, психическому, ментальному? Как понять, зачем нужны книги, если есть строка поиска в Яндексе? Зачем нужны пикники по субботам и прогулки в парке по воскресеньям, если есть YouTube и соцсети?

Нет, я не противник прогресса, хотя моя дочка до сих пор считает меня ровесницей птеродактилей. Я знаю, что дети – они и в Африке дети, и в современном загаженном гаджетами мире тоже. Просто то, что создано во благо, нужно использовать с умом и по назначению, не допуская передозировок.

Мы были другими детьми в другом мире. Но став взрослыми в этом мире и взяв на себя ответственность за этих детей, мы должны помнить: запретить плескаться в море информации нереально и глупо. А вот построить бассейн и научить плавать…

P.S. Недавно я случайно наткнулась на пару тетрадок, исписанных каллиграфическим почерком. Это мамины конспекты. Я никогда их не выброшу.

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.