Вход
Дети исследуют окружающий мир

Самостоятельные Монтессори-открытия

Занятие по методике Монтессори становится мощным стимулом развития воображения. Часто дети используют Монтессори-материалы не так, как им презентовал их педагог. Вариации представляют собой модификации в использовании материала, которые отличаются от того, как материал был изначально презентован гидом, но служат целям, для которых материал и был разработан. Образно говоря, они представляют собой изменения на изначальную тему работы с материалом с проработкой различных частностей, но при обязательном наличии двух условий: сохранение оригинальных целей и самостоятельность изобретения ребёнком вариации.

Строительство розовой башни горизонтально или коричневой лестницы – вертикально, к примеру, является вариациями, ведь способность различать размеры по-прежнему необходима, чтобы создать визуально гармоничное расположение фрагментов. Если кубики укладываются случайным образом или ребёнок просто играет (строит мост или ездит воображаемыми машинками) – это уже не будет вариацией, потому что в этом случае нет никакой разумной цели деятельности или гармонии во взаимном расположении элементов материала. В этом случае мы можем просто сказать ребёнку, что этот материал не предназначен для игры и ему лучше для реализации его стремлений взять строительные кубики и набор машинок.

Вариации никогда не демонстрируются гидом, но являются изобретением ребёнка. Гид должен быть в курсе возможных вариаций для того, чтобы узнать уровень развития ребёнка, поскольку хотя простые изменения могут происходить с самого начала работы ребёнка, более сложные могут быть так и не обнаружены позже. Ребёнок всегда должен быть поощряем к поиску новых отношений в материалах для того, чтобы создать себя и улучшить своё воображение, повысить уровень своего творческого и аналитического мышления.

Стимул к вариациям

Класс Монтессори позволяет детям развивать воображение

Стоит обратить особое внимание на недопустимость прерывания работы ребёнка. Делать это можно только в самых крайних случаях, например, когда ребёнок хочет использовать красную штангу в качестве дубинки.

Мы можем стимулировать вариации только косвенным образом:

– Презентации материалов необходимо проводить в нужное время, когда ребёнок открыт для многочисленного повторения и изучения свойств материала. Это время гид может установить только посредством постоянных наблюдений за ребёнком и тщательным последующим анализом.

– Введение игр на память в подходящий момент стимулирует дальнейший интерес к материалам и способствует формированию абстрактных понятий в сознании ребёнка, а также даёт богатую интеллектуальную пищу для создания новых вариаций в работе детей

– Введение языковых понятий в подходящий момент для того, чтобы стимулировать дальнейший интерес к материалу и исправлять, в случае необходимости, концепцию материала в сознании ребёнка.

Детский консилиум

Монтессори-материалы коричневая лестница и розовая башня

Строительство розовой башни горизонтально или коричневой лестницы – вертикально, к примеру, является вариациями, ведь способность различать размеры по-прежнему необходима, чтобы создать визуально гармоничное расположение фрагментов.

Вообще, дети очень быстро «инфицируются» вариационными идеями друг от друга. Стоит только одному ребёнку сделать что-то новое и оригинальное, как уже это повторяют и его коллеги по группе, хотя и бывает, что собираются целые детские коллегиальные консилиумы по вопросу допустимости и правомерности различных способов использования материала. В некоторых случаях, например, для разрешения спорных ситуаций, детьми даже привлекается гид. Совсем недавно дети моей группы интересовались моим мнением и спрашивали: допустимо ли менять порядок слоёв в триноминальном кубе? На что я ответил, что в процессе работы это очень даже интересная затея, если, меняя порядок складывания призм, будет всё равно получен куб, а может, и другие конфигурации. Но вот на место будет лучше возвращать куб в изначальном варианте.

Возможны и иные способы вариаций, которые происходят как бы на ходу, но тем не менее дают ребёнку совершенно иной уровень понимания окружающих его взаимосвязей. Например, один из моих детей в группе целый день подсчитывал количество кубов в розовой башне, брусков в коричневой лестнице, цилиндров в блоках и каждый раз подходил ко мне и с радостью объявлял, что да, их опять десять! Он целый день продолжал попутно совершать эти самостоятельные «десятичные» открытия, которые ему никто формально не объяснял, хотя возможность к таким и другим подобным открытиям была косвенным образом изначально «зашита» в материал.

Приведу и ещё один пример применения вариационного мышления на практике. Ребёнок относил кубы розовой башни на место их постоянной дислокации. По пути он остановился возле полки с коричневой лестницей и сравнил грани кубов с сечением брусков лестницы. После окончания работы подошёл ко мне и гордо озвучил свой вывод о подобии двух материалов: «Представляешь, а лестница с башней, оказывается, так похожи!»

Стоит обратить особое внимание на недопустимость прерывания работы ребёнка. Делать это можно только в самых крайних случаях, например, когда ребёнок хочет использовать красную штангу в качестве дубинки. В остальных же моментах просто не мешайте ребёнку исследовать мир во всём многообразии его проявлений. И чем меньше мы вмешиваемся в работу ребёнка на начальных этапах, тем богаче и разнообразнее его самостоятельные Монтессори-открытия в дальнейшем.

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.