Вход
Международный Монтессори-центр

Почему важно взаимодействовать с ребёнком на одном «уровне»?

Ребёнка с рождения окружают взрослые. И дома, и в детском саду, и на улице. Учитывая, что размеры (рост) взрослого и ребёнка существенно отличаются, то ребёнок чувствует себя в мире взрослых отчасти, как Гулливер в стране великанов. Дома ситуация обычно сглаживается тем, что взрослые, взаимодействуя с ребёнком (играя, разговаривая, занимаясь), стараются опуститься на уровень ребёнка. Они присаживаются на корточки, когда играют в кубики, вместе с ребёнком сидят на диване, если читают или смотрят телевизор и так далее.

Мальчик и отец

Учитывая, что размеры (рост) взрослого и ребёнка существенно отличаются, то ребёнок чувствует себя в мире взрослых отчасти, как Гулливер в стране великанов.

А вот в детских садах на занятиях ситуация немного другая. Дети обычно сидят за столами на стульчиках, а педагог объясняет им что-то (как делать поделку или как считать птичек). И в этом случае взрослый в прямом смысле доминирует над ребёнком за счёт своих размеров. Такое взаимодействие не способствует установлению равноправных отношений, где воспитанник или ученик будет чувствовать себя в безопасности, спокойно и комфортно. Напротив, выстраивается иерархическая модель педагогического процесса «ученик-учитель», в которой учитель оказывается главнее, умнее. Ребёнок в этом случае не чувствует себя равноправным участником процесса, сама ситуация показывает, что он объект педагогического процесса, а педагог – субъект. Непросто оказывается педагогу избежать таких ситуаций и сконструировать ситуацию равноправия.

Монтессори-педагогика строится на принципах равенства. И равенство проявляется в том числе и в пространственном расположении детей и взрослых. Невозможно себе представить, что в Монтессори-классе наставник или наставница стоя будет чему-то учить сидящего перед ним (ней) ребёнка. Само устройство класса, пособия способствуют тому, чтобы ребёнок и взрослый взаимодействовали на равных, в одном пространстве и на одном уровне. Так, делая презентацию, педагог располагается вместе с ребёнком на полу или за столом. Таким образом, взрослый не доминирует над ребёнком в пространстве. Через некоторое время воспитанник, освоивший материал, сам будет презентовать его другим детям в точно таких же условиях. Ребёнок на время займёт место наставника, но пространственно и иерархически ситуация не изменится ни для ребёнка, делающего презентацию, ни для ребёнка, слушающего презентацию.

Таким образом, одним из существенных достоинств Монтессори-среды является отсутствие иерархично выстроенных отношений «ученик-учитель» и наличие равноправных отношений «ребёнок-наставник».

На верхнем фото – Международный Монтессори-центр «Отрада»

Юлия Гусева

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.