Вход
Сенсорное восприятие дошкольников в Монтессори-классе

Изоляция чувств

Современные родители, идущие на поводу маркетинговых усилий современных «игрушкопроизводителей» обожают покупать детям эдакие универсальные и, разумеется, суперразвивающие игровые центры. Они яркие, красочные, содержат в себе кучу «полезной» информации – всякие там цвета-формы-буквоцифры и целый ряд сенсорных вкусняшек. Почему же дети, имея в своём распоряжении такие замечательности, всё равно всеми правдами-неправдами проникают на кухню и часами занимаются там самой обычной кухонной утварью, не предназначенной изначально для передачи ребёнку информации об окружающем мире? Почему ультрасовременные игрушки не работают должным образом, а обыденные жизненные вещи вызывают у ребёнка непреодолимое желание к включению исследовательских программ? Что такое притягательное есть на кухне, что далеко не всегда обеспечено в детской комнате?

Сенсорная информация обрушивается на ребёнка со всех сторон, вызывая просто перегруз его «чувствующих датчиков», ему просто очень сложно справиться с потоком избыточной информации. Детский разум имеет изначальную задачу отделять от материальных предметов их нематериальную суть, он расшифровывает и классифицирует обобщающие понятия окружающего пространства, расширяя, таким образом, свой запас доступных понятий. Параллельно происходит и калибровка-настройка-усовершенствование самих «датчиков» (органов чувств). Чувства могут утончиться, если однотипные различия ряда неких похожих объектов, объединённых в конкретные группы, различаются по понятным детскому интеллекту законам. Представьте, что ребёнок загружает как бы операционную систему в свой биокомпьютер – головной мозг. В идеале ребёнку, для получения объективной картины, требуется различие по одному параметру – звуку, уровню шума, цвету, степени шершавости, температурным ощущениям, весу, форме и т. д. А если этого не происходит? Тогда избыточная информация становится просто помехой, фоновым шумом, который юному сознанию весьма сложно интерпретировать и принять в качестве базовых эталонных файлов своего биокомпьютера.

Зачем нужен такой набор элементарных понятий? Они отражают основную природу окружающего мира и в то же время поднимают нас над хаотичным водопадом чисто сенсорных впечатлений – этим гудяще-грохочущим беспорядком. Собственно, многие детские расстройства случаются именно из-за перегруза ребёнка избыточным потоком сенсорной информации. Он не может справиться с этими бурными потоками и чаще всего вообще отключается от восприятия или начинает бесцельно скакать с одного раздражителя на другой.

Монтессори-материал блоки цилиндров

Изоляция чувств, которая даёт возможность вычленить из общей картины отдельную характеристику, которая может быть оценена и использована в качестве параметра различения, присутствует во многих сенсорных материалах.

Разуму ребёнка нужно оказать помощь, чтобы он мог сфокусироваться на каких-то определённых качествах. И в методе Монтессори при помощи материалов сенсорной зоны облегчаются сами процессы обобщения, во многом это удаётся благодаря использованию концепции изоляции чувств.

Рассмотрим пример.

Цветные таблички абсолютно идентичны. Вес, материал, форма – всё одинаково. Они различимы только по одному параметру – цвету. И опираясь на свои постоянно развивающиеся способности в различении цвета, ребёнок имеет возможность совершенствовать своё цветовое восприятие.

Изоляция чувств, которая даёт возможность вычленить из общей картины отдельную характеристику, которая может быть оценена и использована в качестве параметра различения, присутствует во многих сенсорных материалах. Красные штанги – эталон длины, коричневая лестница – ширины, колокольчики Маккерони – высота звукового тона и т. д.

А если не получается полностью заключить принцип «изоляции» в сам материал, то можно использовать и другой способ. К примеру, если зрение мешает нам, подключить для различения, например, тактильность, то мы можем технично «выключить» его, при помощи повязки на глаза. В результате центральная характеристика объекта попадает в центр внимания ребёнка и остаётся там всё время, пока он использует материал по назначению.

Ребёнок устроен так, что воспринимает весь мир целиком. Нужно помочь ему вычленить параметры исследуемых качеств по отдельности для всестороннего первичного анализа.

Умение отличать одно от другого, складывать из отдельных раздражителей единую и полную картину приходит позже, словно развиваясь из этого всеобъемлющего накопления ощущений.

Знание подобных моментов помогает нам лучше понимать истинные потребности детства. Учитывайте их при взаимодействии со своими детьми.

Юрий Филёв

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.