Вход
Ребенок-левша и сервировка

Как научить ребёнка-левшу сервировать стол?

В редакцию «Монтессори.Дети» пришёл вопрос.

У нас спрашивают:

– Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как учить ребёнка-левшу сервировать стол?

На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Пока ребёнок мал, он пробует обе руки в качестве ведущей, чтобы понять, как ему удобнее действовать. Здесь важно не давить на него. Раньше «левшество» считалось дурной привычкой, требующей искоренения. Теперь же, когда большинство знает о вреде переучивания, родители иногда склонны придавать чрезмерное значение использованию малышом левой руки в деятельности. Между тем, ситуация критична более всего в отношении письма, а готовность к нему начинает складываться после 2,5-3 лет.

Когда я училась на курсе ассистентов детства, у нас как-то возникла дискуссия на тему сервировки столовых приборов. Тренер был непреклонен: вне зависимости от того, какую руку человек предпочитает для письма, он способен следовать этикету. В некотором роде и левши, и правши, обучаясь использовать обе руки, преодолевают неудобство: правши – обращаясь левой рукой с вилкой, левши – правой рукой с ложкой. Из этих соображений мы хоть и не перекладываем приборы из руки в руку ребёнку, но в качестве образца и на салфетке для сервировки обозначаем контуры приборов согласно этикету, и сами следуем ему. Такова европейская традиция отношения к сервировке.

Аргумент иного рода состоит в том, что родители и Монтессори-гиды транслируют ребёнку культуру в том виде, в котором она существует в том месте и в то время, в которых ребёнок рождён. Мы выбираем по возможности наилучший образец, но всё-таки образец той культуры, к которой принадлежит ребёнок. Во многих странах отношение к нормам этикета в плане сервировки не слишком трепетное, и Россия из их числа. Не думаю, что кто-либо, держащий в левой руке ложку или нож, может вызвать отчётливое неодобрение окружающих. Исходя из этой культурной специфики, взрослый может принять решение о допустимости отклонения от нормы этикета.

В своём тоддлер-классе я демонстрирую стандартный образец, но не акцентирую на нём внимание, предоставляя малышу поискать свой способ. С детьми постарше, я думаю, можно обсудить традиционное расположение приборов. Затем, если вы, как и я, полагаете, что этикет создан для удобства человека, а не человек ради этикета, вы предложите ребёнку самому выбрать, какой способ использовать приборы наиболее удобен ему. Мне, например, наиболее комфортно использовать правую руку для ложки и вилки, а левую – для ножа, хотя гостям я располагаю приборы традиционным способом, если не знаю наверняка особенных предпочтений. Если же вы решите, что хотите научить ребёнка классическим манерам, но в остальном, и особенно письме, позволите использовать ведущую руку, то никакого вреда в этом не будет.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.