Вход
Как научить ребёнка терпению

Как научить ребёнка терпению?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Подскажите, как научить ребёнка ждать? Например, я мою пол или глажу. Сын (ему 1 год 10 месяцев) некоторое время развлекает себя сам, но потом устаёт и начинает требовать, чтобы я сию же минуту шла с ним играть. Объяснения из разряда «сейчас закончу и поиграем» не работают, сын начинает плакать. Бросать дела и бежать играть, мне кажется, – неправильное решение. Та же проблема, если мы кушаем вместе, и он уже поел, а я нет. Объясняю, что я ещё не доела/не допила чай, но сын тянет за руку и выталкивает со стула, чтобы я скорее шла с ним. Как правильно вести себя в таких ситуациях?

На вопрос о том, как научить ребёнка терпению, отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Чтобы правильно вести себя в таких ситуациях, проще всего правильно вести себя задолго до их возникновения. Когда ребёнок уже осознал потребность добиться вашего внимания, достаточно сложно выйти из положения с пользой для себя и ребёнка. У вас в этот момент два исхода попытки закончить свои дела:

  • либо вы преуспеете и заставите ребёнка покорно ждать, когда вы освободитесь, чем прибавите малышу убеждённости в бесполезности попыток получить от вас поддержку; так транслируется мысль, что ребёнок малозначителен;
  • либо не преуспеете и подкрепите своим вниманием не очень конструктивное поведение, которым малыш добивался вас, а также покажете, что вы не важны, и сделаете за него то, что он отказался сам.

Оба пути – не полезны с точки зрения тех личностных качеств, которые ребёнок формирует на их основе.

Если предварять ситуацию новыми действиями уже поздно, то стоит постараться дать немного внимания ребёнку, не бросая своего занятия: вы можете его молча приобнять, погладить, или, наоборот, поговорить с ним, заканчивая свои дела, можете предложить что-то сделать возле вас.

Если же время на подготовку всё же есть, то Монтессори-способ воспитания, как правило, позволит избежать описанной вами трудности.

Ребёнок, немногочисленные игрушки которого находятся в его свободном доступе, гораздо дольше способен заниматься своими делами. Кроме того, его проще направить на ещё одно-другое занятие какой-нибудь фразой, вопросом, не отрываясь от своих занятий, и выиграть этим немного времени закончить дела.

Если вы продумали, каким образом будет ребёнок копировать вас на доступном уровне, то с большой вероятностью он моет пол, пока вы моете пол, собирает и перевешивает прищепки, пока вы гладите, накрывает на стол и убирает с него, накладывает себе еду и моет посуду, пока вы едите. В год и десять ребёнок вообще, вероятнее всего, будет есть дольше вас, если он ест действительно сам: он ещё не очень ловок, и много времени потратит на сопровождающие процесс интересности вроде смешивания нескольких продуктов в одно блюдо или наливания питья и вытирания луж.

У ребёнка с хорошо организованным участием в жизни дома всегда найдётся своя работа по хозяйству, пока мама делает свою: полив цветов, мытьё посуды, вытирание, раскладывание.

Научить ребёнка терпению могут помочь и понятные ему таймеры и другие способы сделать течение времени наглядным. В этом возрасте ребёнку по силам понять простые договорённости и планы. Если он заранее знает, чем вы занимаетесь после того, как закончите своё дело, если видит какие-то будильники, таймеры, песочные часы, которые одинаково определяют рамки и ему, и вам, то принять необходимость подождать вас будет гораздо легче.

Наконец, важно составить адекватные возрасту ребёнка ожидания того, насколько он может обходиться без вашего участия в его делах и без непосредственной опоры на привязанность к вам. Даже очень-очень самостоятельные дети этого возраста независимы от значимых взрослых весьма относительно.

Анна Федосова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.