Вход
Как воспитателю успокоить плачущих детей

Как педагогу успокоить маленького ребёнка, если он плачет

Ассистент Монтессори-педагога в тоддлер-группе спрашивает у нас, как можно успокоить маленького ребёнка.

— Мальчик, полтора года, пошёл в тоддлер-группу (длительность — 2,5 часа). Когда мама уходит, он ещё минут 20–30 плачет, зовёт её. Как помочь мальчику? Утешать, отвлекать? Если отвлекаю, он ещё сильнее начинает плакать. Ему явно нужны утешение и поддержка. Как это сделать, когда в группе есть другие дети и не всегда получается уделить ему индивидуальное внимание?

На вопрос, как воспитателю успокоить детей, отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова (AMI 0–3):

— Маленькие дети уже не так зависимы от значимого взрослого, как младенцы. Но, с одной стороны, всё ещё нуждаются в поддержке привязанностью, а с другой — ещё слабо умеют удержать эту связь без опоры на внешнее. С глаз долой — из сердца вон. Из сердца вон — паника: «Я один в этом полном неизвестностей мире, да и сама моя незрелая личность, не отражаемая взрослым, куда-то делась. Тоддлеры только в начале пути умения быть человеком наедине с самими собой. Потому базовая помощь в разлуке с мамой — наличие замещающего взрослого, к которому можно привязаться. Речь не о громадной любви до гроба, но о достаточной степени доверия, уверенности в том, что этот конкретный человек:

  • за тебя отвечает;
  • о тебе позаботится;
  • придёт на помощь, если потребуется;
  • заметит тебя, когда ты растерян, рад, испуган, горд, спокоен, возбуждён и хочешь понять себя или разделить с кем-то сведущим эти чувства.

В период адаптации необходимо достаточно внимания. Это должна быть отработанная процедура, о которой взрослые договариваются заранее. В больших классах, где работают педагог и несколько ассистентов, часто сопровождение берёт на себя тот ассистент, у которого лучше других получается налаживать задушевный контакт с новенькими. Либо за каждым конкретным новичком закрепляется один из ассистентов, который поначалу занимается в первую очередь своим подопечным и присутствует в классе всякий день, когда адаптирующийся малыш приходит.

В моём маленьком классе я занимаюсь индивидуально с малышом достаточное время (индивидуальные занятия проводит педагог, а не ассистент), поэтому, когда тоддлер включается в класс, я работаю его основной привязанностью, а ассистент берёт на себя тех, кто уже по большей части работает самостоятельно.

Ребенок плачет

Как воспитателю успокоить ребёнка в садике

Всё остальное помогает только в дополнение к тому, что тоддлер должен быть обеспечен альтернативным объектом привязанности, когда он разлучён с родными.

Что помогает?

  • Чёткое обозначение начала и окончания занятия, понятное малышу.
  • Явный, уверенный, решительный уход родителя.
  • Повторяющийся ритуал входа и выхода на занятие (приветствие и прощание, мытьё рук, закрывание дверей).

В моём классе все знают, что о скором окончании занятия возвещает «кукареку» моего специального будильника на телефоне. Очень популярна мантра «после «кукареку» мама придёт», которую сначала я повторяю всем, кто хватился мамы, а потом они и сами напоминают себе об этом по мере необходимости, чтобы умерить тревогу.

Реальный диалог двух девочек. Одна рисует, вторая рядом клеит. Обе ещё не говорят предложениями.

Первая (немного печально): «Мама…»

Вторая (деловым тоном): «Кукареку».

Обе девочки продолжают работать.

Педагог (про себя): «Йес! Система функционирует без моего участия!»

Утешать или отвлекать? Ни то, ни другое. У малыша есть конкретная задача: справится со своим эмоциональным состоянием, самостоятельно (иначе это невозможно) приобрести внутреннее равновесие и стабильность, преодолев тревогу и разлуку. Утешать — пытаться проделать работу за ребёнка. Отвлекать — мешать эту работу проделать. Помочь не более необходимого, только чтобы помочь справиться самому — можно и нужно, это и есть поддержка.

Вы сообщаете малышу на доступном для понимания уровне:

  • что мама придёт позже;
  • он расстроен;
  • вы поняли, что он расстроен;
  • вы можете побыть с ним, обнять, если он хочет.

Можно сказать: «Тебе грустно. Ты можешь грустить и делать что-то ещё. Чем ты хочешь заняться, пока грустишь?» И предложить материалы. Если ребёнок отказывается, констатировать факт: «Ты хочешь посидеть здесь, пока грустишь» (почему бы и нет, делать два дела одновременно очень сложно). Тут тонкий баланс между тем, чтобы дать понять, что вы видите проблему и сочувствуете человеку, и тем, чтобы не подпитывать элемент демонстративности.

Вы излучаете уверенность, что горе переживаемо, посильно, что это такое же дело, как помыть окно или почистить обувь. Ребёнок вправе им заниматься, пока желает, столько, сколько ему нужно. Он может попросить помощи или заняться чем-то другим, если захочет. Можно не отвлекать от горевания, а оказаться в поле зрения, занятым своим делом. И когда малыш (сам!) проявит интерес (у соседа-то материал заметнее, чем на полке), сказать: «Я уже закончила заниматься с этим материалом. Твоя очередь, если хочешь». Часто картина того, как другие заняты, помогает найти своё дело.

Нужно уделить внимание и родителям, объяснить, что маленькие дети с трудом переключаются с одной ситуации, с одной привязанности на другую. Важна твёрдость и решительность взрослого, уверенность, что ребёнку нужно остаться в классе и это безопасно. Если родитель сам сомневается и боится (боится огорчить, а малыш-то не знает, чего боится взрослый), то ребёнок паникует. Если родитель, страшась увидеть слёзы дорогого чада, норовит исчезнуть по-тихому, малыш начинает бояться, что взрослый может исчезнуть в любую секунду, и вернуть доверие маленького человека будет нелегко. Подчас надёжность родителя важнее приятности. Мама сказала, что уйдёт, и ушла. Малыш не обязан радоваться её уходу. Но если мама делает то, что говорит, значит, когда не сказала, что уйдёт, можно не опасаться, что она куда-то денется.

Как воспитателю успокоить плачущих детей

Как успокоить ребёнка, если он плачет

Само по себе время, которое ребёнок плачет, не говорит ни о чём. Если это плач отчаянья, то и пяти минут много для тоддлера. Если это плач горя и есть поддержка уверенного взрослого, сочувствующего, но не боящегося слёз, и ребёнок выходит победителем из ситуации, погоревав и занявшись другим делом, то 20–30 минут плача небольшая беда. Если это демонстративные слёзы, но малыш не истощён и не перевозбуждён, допустимо позволить ему убедиться, что это неработающий способ получить внимание. Если демонстративный плач выходит из-под контроля ребёнка, то ему нужна помощь в саморегуляции. Надо его крепко обнять, погладить, покачать, присоединяться к его плачу и выходить из него, увлекая за собой малыша. Всеми возможными способами уделяйте внимание эмоциям, но не самой истерике. Сочувствуйте, но не потакайте.

Если ребёнок отвлекает других учеников, скажите ему об этом и отведите его туда, где в вашем классе приемлемо шуметь, и будьте там с ним.

Надёжная привязанность — залог хорошего обучения: учится только тот, кто спокоен. Так что, если индивидуальное внимание в период адаптации уделяется не по каждой необходимости ребёнка, а по возможности педагога, то имеет смысл обсудить проблему и предусмотреть помощь.

Теги0-3
Анна Федосова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.