Вход
развитие речи у ребёнка

Как помочь ребёнку развить речь?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Дочке 1 год и 3 месяца, ребёнок не говорит ничего, кроме слова «мама». Стараюсь спрашивать что-то, провоцировать на ответ «да» или «нет». Но дочка не говорит и даже не машет головой. Как помочь ей развить речь? Много читала и пробовала, но никаких результатов.

На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Сложно сказать заочно что-либо конкретное, основываясь на констатации того факта, что ребёнок года и трёх месяцев не использует в активной речи никаких слов или жестов, поэтому постараюсь обозначить направления исследования ситуации.

Существует четыре необходимых условия развития речи:

  1. Ребёнок должен слышать.

В домашних условиях не так легко адекватно оценить слух неговорящего ребёнка. Важно иметь в виду, что дети интенсивно растут и развиваются в первые три года жизни. Есть вероятность того, что что-то пошло не так, хотя месяц назад всё было совершенно нормально, так что регулярные медосмотры не лишены смысла. В редких случаях может быть сложное нарушение слуха, при котором снижена чувствительность только в определённом диапазоне, и ребёнок будет реагировать на звуки, отзываться на имя, но недостаточно разборчиво воспринимать речь, чтобы полноценно её впитывать. Иногда проблемы с восприятием обращённой к ребёнку речи связаны не со слухом, а с несогласованной или замедленной обработкой сигналов нервной системой. Диагностировать такие нарушения можно только в лабораторных условиях.

  1. Речевой аппарат ребёнка должен функционировать.

Если вы подозреваете проблемы в речевом развитии – исключите проблемы с первым условием и посоветуйтесь со специалистами в отношении второго. Если есть какие-то ярко выраженные особенности речевого аппарата, то врачи часто рекомендуют хирургическое вмешательство. Однако адаптивные возможности ребёнка очень велики, он растёт и восприимчив к действию речевых упражнений. Поэтому предсказать, насколько индивидуальная специфика речевого аппарата может стать помехой, можно только с некоторой долей вероятности. Есть много примеров того, что ребёнок способен успешно использовать для активной разговорной речи те физические данные, которыми он располагает, даже когда они далеки от идеальных. Например, Алан Рикман сумел добиться отличной дикции несмотря на врождённый дефект челюсти, а своеобразная манера речи стала визитной карточкой актёра. Необходимо взвесить все за и против оперативного исправления речевого аппарата, если таковое рекомендуется врачом, но в любом случае важно знать, что у ребёнка нет препятствий речевому развитию со стороны речевого аппарата (или, если есть, то какие). Нельзя забывать и о том, что для речи важно свободное дыхание и контроль над ним.

  1. Ребёнок должен желать общаться.

Потребность в общении – одна из фундаментальных человеческих тенденций (врождённых потребностей), она присуща практически всем людям. Однако в некоторых случаях, например, при расстройствах аутического спектра, она может приобретать специфические формы. Такие дети требуют специального подхода, чтобы потребность в общении была адекватно удовлетворена, и очень важно распознать такие особенности ребёнка как можно раньше. Разумеется, любой человек хочет общаться тем сильнее, чем больше у него позитивного опыта на этом поприще. Если, к примеру, мы как родители тратим слишком много времени на замечания и упрёки, детям непросто сохранять жажду общения с нами. Так что критика должна быть конструктивной, установление ограничений – спокойными и разумными, а общий фон – скорее позитивным хотя бы большую часть времени.

  1. В окружении должна быть речь, направленная на ребёнка.

Очевидно, вы прилагаете усилия, чтобы окружить ребёнка речью. Обратите внимание на то, говорите ли вы медленно, разборчиво, внятно, употребляете ли одни и те же слова для названия одного и того же (не только нога и лапка, но и нога и ножка для неопытного пользователя языка – разные слова). Плохо говорящие малыши редко откликаются с энтузиазмом на настойчивые просьбы что-то назвать, поскольку понимают, что у них не очень хорошо получается, или чувствуют себя кем-то вроде цирковой собачки. Гораздо эффективнее применять к ним навыки активного слушания: повторять за малышами то, что произносят они; называть то, на что малыши указывают; реагировать каким-то положительным образом на то, что они что-то произносят; резюмировать их попытки выразить свою мысль (например, ребёнок указывает на изображение автобуса со словами «баба, баба», а взрослый, основываясь на том, что ему известно об опыте ребёнка, переспрашивает: «ты хочешь сказать, что ездишь к бабушке на автобусе?»). Иногда родители не понимают, как много говорят их дети, потому что поначалу у малышей не получается произносить что-либо отчётливо, узнаваемо, длинно. Произнесение многих слов рождается из слога или даже звука, не всегда первого, не всегда вообще такого, который присутствует в этом слове. Ориентируйтесь на контекст, чтобы различить эти прообразы слов. Не стоит самим заменять слова этими детскими формами, напротив, при всякой удобной возможности употребляйте правильные образцы в речи, давая ребёнку возможность услышать, сравнить с тем, что произносит он, и пробовать высказаться точнее. Но малыш будет вдохновлён, если увидит, что вы его поняли, что его усилия уже привели к результату, что вы вслушиваетесь в то, что он говорит со всем вниманием.

Важно иметь в виду необходимые условия речевого развития и проблемы, которые могут быть с ними связаны, воздерживаясь от паники и необоснованных диагнозов.

Речь – это важное, хотя и не единственное, средство общения и установления привязанности. Это прекрасно, что вы учитесь, планируете и размышляете над тем, как создать дочери благоприятные условия для развития речи. Но не стоит превращать средство в цель. После того, как вы продумали план педагогических мероприятий по развитию речи, не упускайте из вида отношений с дочерью и вашего с ней удовлетворения в этом взаимном контакте.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.