Вход
Как правильно запрещать

Как правильно запрещать: ограничения и правила в воспитании ребёнка

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

– Моему сыну 1,4. У нас на полу стоит один-единственный цветок. И ребёнок его постоянно щипает, роняет, терзает. Я говорю: «Стоп!», но его только раззадоривает. Что мне делать? Малыш должен уметь обращаться с разными предметами, так что убирать всё с пола – не вариант.

На вопрос, что делать, если ребёнок нарушает правила и запреты родителей, отвечает психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Вы правы, думая, что тоддлер способен соблюдать некоторые запреты и что не стоит лишать его такой возможности. Но чтобы подобное самоограничение было возможным и принесло ребёнку пользу, ему нужно много вашей помощи.

Что делать, если ребёнок не реагирует на запреты родителя?

Во многих книгах для родителей написано, что количество и суть требований должны быть посильны ребёнку с учётом его возраста и личных особенностей, поэтому подробно останавливаться на этом я не буду. Просто напомню, что для тоддлера количество правил должно сосчитываться на пальцах рук, а лучше – одной руки. Каждое правило должно быть сформулировано буквально в нескольких словах, каждое из которых должно быть понятно ребёнку.

В основе правильно установленного ограничения для ребёнка лежит не грамотно сформулированный запрет (хотя это, как сказано ранее, важно), а удачно созданная система разрешений. Любой человек охотнее пойдёт вам навстречу, если вы предлагаете что-то взамен, а переполненный желаниями и стеснённый в возможностях малыш – особенно. Ваша задача понять, что нравится сыну в недопустимых действиях, и предложить максимум альтернатив. Что можно щипать? Что можно передвигать, чтобы научиться не ронять? Что можно бросать, чтобы понять, как ведут себя падающие предметы? С чем приемлемо манипулировать таким образом, что в отношении цветка описывается словом «терзает»? Ребёнок не хочет досадить вам, он следует зову своей потребности в развитии. Он жаждет жизненного опыта, на базе которого будет тренировать свою нервную систему и тело в целом. Он активно строит фундамент собственной личности через собственную активность. При этом он ограничен тем, что предлагаете ему вы и созданный вами дом. Если вас не устраивает, какую возможность для развития усмотрел малыш в манипуляциях с одним объектом – предложите другие. Вообще, полив цветов очень привлекает детей, и если выделить им личное растение, горшок которого будет стоять в другом, большом и глубоком, горшке, то кроха сможет поливать цветок сколько душе угодно: весь излишек воды стечёт вниз. Личному растению можно протирать листья, опрыскивать его водой и просто любоваться им.

как запрещать ребёнку

Как правильно запрещать и устанавливать границы для ребёнка

Важно понимать, что ограничение в значительной степени носит воспитательный характер. Вы надеетесь на лучшее, но должны быть готовы к худшему. То, что ребёнок не справится с ограничением и не будет реагировать на запреты родителей, может быть крайне нежелательным, но не должно быть катастрофическим. Это значит, что фамильный китайский фарфор и смертельные яды мы не доверяем никакому замечательному в своей сознательности и самостоятельности тоддлеру, сколькими бы другими возможностями мы бы его не окружили. В отношении же приемлемых запретных зон и предметов, полезно принять некоторые меры. Чтобы сделать ограничение предельно простым, постарайтесь затруднить совершение ошибок. Дразнящий цветок раздора должен всё-таки стоять в устойчивом горшке. Может быть, где-то его можно для подстраховки подвязать к батарее, мебели или чему-то ещё. Чтобы меньше рассыпалась земля, её можно укрепить декоративными камнями, мхом, укрывным материалом. Действуйте по обстановке, подойдите к проблеме творчески.

Наконец, когда вы всё подготовили, приступайте к процессу установления правила для ребёнка. Со всем пониманием, что это процесс. Что сначала вам придётся какое-то время бдительно пресекать нежелательные действия. Вежливо, доброжелательно и своевременно отстраняйте ребёнка от растения. Чтобы меньше сердиться, сосредоточьтесь на том, что сын нуждается в повторениях, чтобы научиться, что ему действительно нелегко справиться со своими желаниями, что ему важны ваши твёрдость и сочувствие. Чтобы меньше сердился он, помогите ему сосредоточиться на альтернативах, и они должны быть именно с его точки зрения достойной заменой. Через какое-то время возникнет понимание правила, и только на этом этапе будет достаточно короткого напоминания (скорее всего, не общим словом «стоп», а каким-либо более конкретным словом или фразой «это мой цветок», относящимся к цветку, или приемлемым вариантом действия вроде «полей свой» или «помнишь, где лежит твоя вата для раздёргивания?»). Только по прошествии некоторого периода такого внешнего напоминания привычка исключать из зоны активности цветок, наконец, станет внутренней, и за соблюдением ограничения сын будет следить сам.

Анна Федосова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.