Вход
как научить детей прибираться

Как приучить детей убираться?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

− Здравствуйте! Я мама восьмерых детей, самому младшему скоро будет три месяца. Мне сейчас приходится смиряться с, мягко говоря, «бардаком», что даётся совсем не просто. Младший сын не сидит ни в слинге, ни в каких разных качельках, каталках и т. п., коляска тоже не предполагается в его жизни. Только мамины руки и лицом вперёд. Уборка – это просто моя огромная мечта! Но дело даже не во мне, а в дочерях. Девочкам 4,5 года, 3,5 и 2,5. Как в моей ситуации научить их полюбить уборку своих игрушек и вещей? Я наблюдаю за ними во время «уборки» и отметила для себя, что, взяв лошадку в руки, до ящика они её не донесут. Она окажется летающей или... Как сделать, чтобы игрушки оказывались в ящиках и безболезненно для всех? Я пробовала «кто быстрее», вознаграждение, похвалюшки, но вдруг взлетающая лошадь берёт верх.

На вопрос отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог:

− Даже из пространного вопроса трудно представить в деталях, как организовано пространство в вашем доме, где и какое место у вещей старших и младших детей. Но если игрушки приходится убирать в ящик, – скорее всего, их слишком много для того, чтобы дети могли поддерживать порядок сами. Польза полок для игрушек не только в том, что ребёнку удобно брать и класть их на место, но и в том, что полки помогают родителям осознать, от какого количества игрушек лучше отказаться. Очень может быть, что лошадь взлетает оттого, что ребёнок перевозбуждён: у него разбегаются глаза среди хаоса разбросанных игрушек или от отчаянья, потому что собрать все игрушки – непосильная ноша для маленького терпения. Попробуйте пересмотреть способ хранения игрушек и их количество. Начните с предельно малого набора, такого, которое вы сами безо всякой помощи детей сможете убирать на место с ребёнком на руках. Буквально три игрушки, и желательно без большого количества деталей. По мере того, как девочки привыкнут класть на место те три, можно попробовать добавить пару наименований. Выкладывание детям каждый день новых трёх игрушек из сотни, имеющейся в доме, гораздо лучше учит убирать за собой, чем вознаграждение и «похвалюшки», когда игрушек много. Кстати говоря, всем родителям я не устаю рекомендовать две прекрасные книги о награде и похвале: К. Прайор «Не рычите на собаку» и А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». В них очень ярко, образно и точно показано, какие похвала и одобрение конструктивны, какие – неэффективны и даже вредны.

Монтессори-материалы – чаще всего не игрушки. Значительная часть презентаций относится к упражнениям практической жизни – алгоритмам, составленным на основе бытовых повседневных дел: мытья посуды, уборки, стирки, чистки обуви, зеркал, полива растений и т. д. и т. п. В домашних условиях нет смысла создавать обособленную презентацию, т. к. достаточно создать условия для самостоятельной активности по всем темам домашних дел. Доступ к мойке, моющему средству (можно завести отдельный пузырёк с разведённым водой средством для этих целей), губке открывает возможность исследовать свойства мира, совершенствовать мелкую моторику, приобретать полезную привычку мыть за собой посуду, развивать чувство собственной умелости, самостоятельности. Личная швабра и губка – позволят исправить ошибки. Посуда, расположенная внизу кухни, позволяет ребёнку помогать накрывать на стол. Доступ к одежде даёт шанс самому одеться. Желательно создавать как можно больше таких возможностей. Не стоит ожидать, что младшие дети переделают всю работу по дому, но при правильно организованной домашней среде значительную часть времени они будут заняты совершенствованием своей бытовой независимости и приемлемым способом удовлетворять потребность в разнообразии движений, вместо того чтобы увеличивать энтропию в доме.

Вам не просто, вам нужно уделить внимание всем членам вашей большой семьи и необходимой рутине домашних дел. И всё же без примера дочкам трудно перенимать привычку к сохранению порядка. Хорошая новость в том, что вы – не единственный человек, который может выступать образцом поведения, есть отец и старшие дети. Важно организовать быт семьи таким образом, чтобы младшие имели возможность равняться на других старших, помимо вас. Так же важно, чтобы они были вашей опорой, которая позволит вам выделить время для себя лично. Я понимаю, что этот совет легко дать, – трудно ему следовать. Но для того, чтобы вы могли хорошо заботиться о своей семье, кто-то должен заботиться и о вас, и у вас должно быть время, которое вы посвящаете только себе. Если в вашем распорядке такого времени нет, то в интересах всей семьи помочь вам обзавестись таким неприкосновенным периодом. Может быть, вечернее купание может обойтись без вас; или за счёт помощи по дому вы можете спать днём с младшими детьми и вставать пораньше или ложиться попозже, пока остальные домашние ещё или уже спят. Тут нужно творческое решение конкретно для вашей семьи.

Стоит отметить, что поведение младшего ребёнка нисколько не симптоматично или не нездорово, но довольно нетипично для малыша, чьи потребности в чувстве защищённости удовлетворяются хорошо. Похожим образом может вести себя, например, ребёнок, который, в силу возраста неверно интерпретирует ваше стремление пойти заняться домашними делами и другими детьми как желание оставить его. Из-за этого он старается контролировать ваше присутствие и настаивает на том, чтобы проводить как можно больше времени на руках, когда контакт между вами непосредственен. В то же время ему хочется исследовать мир вокруг, и поэтому он хочет быть обращён лицом не к вам, а к среде, побуждая вас перемещаться с ним и за него. Все дети разные, и, может быть, его пристрастие к ношению –  просто личное предпочтение или вызвано какими-то другими причинами. Для того, чтобы судить о ситуации наверняка, вам могло бы быть полезно поговорить с кем-то, кто видит ваши реальные отношения с малышом, чтобы, быть может, взглянуть на них под новым углом и изменить тактику своего поведения, если это нужно.

Дети постоянно наблюдают, экспериментируют, пытаются понять, что происходящее значит, и перенимают опыт других. Это очень полезная стратегия и для родителей, чтобы воспитывать их, с той разницей, что у взрослого есть возможность обдумать чужой опыт и выбрать не первый попавшийся, а удачный. Мне в этом смысле весьма симпатична Монтессори-педагогика.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.