Вход
ребёнок плачет в садике

Как приучить ребёнка оставаться в группе без мамы?

У редакции «Монтессори.Дети» спросили:

− Здравствуйте! Дочке 2,4 года. Ходим на занятия в Монтессори-группу на три часа без мамы. И каждый раз, когда её отдаю, – слёзы, а приходится уходить! Очень тяжело! Правильно ли поступает педагог? Ребёнок плачет. Объясняю ей, что скоро обязательно вернусь. До этого посещали группу «Вместе с мамой». И ей непривычно теперь там без меня! Кабинет и всё – то же самое.

На вопрос отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова:

− АМИ не предлагает такого варианта организации класса, как детско-родительское тоддлер-сообщство, разве что такие группы образовываются естественным образом, когда несколько мам-единомышленниц объединяются на дому. Тем не менее в американской и русской традиции Монтессори-школ формат «Вместе с мамой» встречается довольно часто. Надо понимать, что такие группы гораздо больше нужны родителям, чем ребёнку. Родитель спокоен, контролирует опыт ребёнка и, может быть, учится каким-то Монтессори-приёмам: например, подача материала в презентации, установление правил, учится удерживаться от неуместного вмешательства. В этой ситуации педагог фактически работает с родителем, а не с ребёнком.

Понимание ключевых идей Монтессори-метода помогает родителю сделать для счастливого развития своих детей больше, но квалификация уровня ассистента или Монтессори-гида родителю не нужна: его задача – любить своего ребёнка и со знанием дела помогать его саморазвитию. Педагог и ассистенты постоянно прорабатывают презентации так, чтобы показывать их совершенно одинаково, иначе детям будет сложнее повторять за взрослым. Они непрерывно совершенствуют своё умение вмешиваться в работу ребёнка только вовремя, учатся останавливать себя от опеки. Но вопрос не в том, можете ли вы так же хорошо исполнять роль Монтессори-гида, как сам Монтессори-гид. Дело в том, что ребёнку очень сложно ориентироваться на педагога как на образец для подражания в присутствии родителя, и это правильно: родитель – главный человек в жизни маленького ребёнка. Главный, но не единственный. Когда ребёнок уходит в класс один, он развивает не только речь или моторику, но и другие важные качества. Это как раз то, что легко получить в классе и почти невозможно дома: умение быть уверенным в вашей любви и заботе, даже когда вас нет рядом; осознание, что есть время приходить заниматься и есть время возвращения родителя, который поведёт домой; понимание, что в классе образцом поведения и источником знаний о назначении предметов и способах обращения с ними является педагог, что и Монтессори-гид, и дети подчиняются единым правилам, и правила эти защищают право каждого действовать в интересах своего саморазвития, не мешая другим, разумеется.

В вашей ситуации трудность в том, что фактически произошла смена правила: раньше с мамой в класс было можно, а теперь стало нельзя. Девочке нужно понять, что это именно изменение правила, а не наказание, бедствие или недоразумение. Главная трудность для неё, скорее всего, в этом, а не в том, что она без вас в Монтессори-среде. Вам нужно объяснить ситуацию предельно просто, чтобы это было доступно для понимания ребёнка её возраста. И показывать, что новое правило будет соблюдаться без исключений до тех пор, пока ребёнок не убедится в этом.

Для того, чтобы детям было проще ориентироваться во времени, в Монтессори-классах обычно есть какие-то маркеры временных промежутков, какие-то традиции. Например, в моём классе сигналом к тому, что нужно заканчивать занятие, служит будильник с петушиным криком. Дети знают – он непременно прозвучит, и после этого родители придут их забирать, потому что у них тоже есть часы и они знают, когда будет «кукареку». Наверняка какие-то ритуалы распорядка, помогающие детям понять ритмичность времени, есть и в вашем классе, и слова «мама скоро придёт» подкреплены этими традициями.

Мы называем работой любую полезную деятельность. В классе действия с материалами и презентациями есть работа ребёнка, в которой он создаёт самого себя. Для взрослых же работа состоит в выполнении их дел, будь то чтение книги в коридоре, поход по магазинам, выход на работу на время занятия или полное сомнений и тревоги ожидание дочери, оставшейся без вас в классе. Не только ей, но и вам нужно адаптироваться к новой ситуации, а это большая работа. Дети взрослеют, в их жизни появляется всё больше периодов и событий, которые они проживают не на ваших глазах и не в вашем присутствии. Это не означает, что ваша близость будет уменьшаться, – она будет меняться и развиваться, и вы нужны друг другу, чтобы научиться этим более глубоким отношениям.

Редакция

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.