Вход
детский обед

Как проходит обед в Монтессори-группе

Как может проходить обед детей в Монтессори-группе? Какие идеи из Монтессори-педагогики можно использовать дома?

Я расскажу вам о своём личном опыте участия в школьной трапезе в Монтессори-группе, организованной по стандартам АМИ. Это мой опыт обеда как приглашённой мамы, а не как педагога, то есть «взгляд со стороны». Обращаю ваше внимание, что организация обеда может немного меняться в зависимости от группы.

После вы сможете найти идеи, как организовать семейную трапезу дома.

Каждую среду дети в нашей Монтессори-группе принимают на обед «особенного гостя». Каждую неделю вместе с детьми обедает родитель одного из деток.

В одну из сред пришла и моя очередь.

Мой сынок лично выходит встречать меня к дверям и просит немного подождать вместе с другими детьми, пока дежурные накрывают на стол. Дежурных обычно 2–3 ребёнка, их выбирают, спрашивая: кто хочет помочь сегодня. Дежурные выходят из класса пораньше, до последнего круга, раскладывают салфетки, ставят тарелки, приборы и стаканы.

обед в Монтессори-группе

Дети ждут рядом с педагогом. Стучатся в дверь столовой, но дежурные просят подождать, потому что столы ещё не накрыты.

Учительница предлагает пока тихо отвечать на вопросы, поднимая руку. Она задаёт простые вопросы про окружающий мир, дети с удовольствием отвечают, развлекаясь так в ожидании обеда.

Наконец мы заходим в столовую. Столы на 2–6 человек уже накрыты, и на каждом месте лежит табличка с именем ребёнка. Каждый день дети садятся по-разному, чтобы иметь возможность пообщаться с каждым товарищем из группы. На моём месте лежит табличка «особенный гость». Сегодня мы сидим за столом с сыном и двумя его друзьями. Сын мне объясняет, что он подсказал педагогу, с кем его посадить, сегодня это возможно, потому что визит мамы – особенный день.

На столе – тарелки, стаканы, вилки и миска с салатом. Дети рассказывают, что листики салата сегодня сами нарвали несколько из детей группы в школьном огороде. Хлеб, который мы будет есть, тоже приготовили утром сами дети. Из каждого класса выбрали по двое добровольцев, которые ходили на кухню замешивать тесто.

Педагоги садятся за столик, где больше малышей или детей, которым пока необходима помощь.

После этого педагог подносит к каждому столу кастрюлю с едой, спрашивая каждого из детей, сколько половников ему положить. Дети сами выбирают, сколько съесть. Если ребёнок отказывается от еды, существует правило, что «надо только попробовать», в таком случае ребёнку положат совсем чуть-чуть, буквально одну ложку еды. Если попросил много еды, полагается съесть всё, еду нехорошо оставлять на тарелке. Но если не наелся, можешь попросить добавки. Дети, которым уже положили еду, наливают сами себе воду.

Монтессори-обед

Никто не начинает есть, все ждут. Наконец еда разложена по тарелкам и учитель хором с детьми произносит благодарность за еду. Благодарят землю, подарившую нам хлеб и возможность получать эту прекрасную еду.

После все кушают, спокойно разговаривая. Иногда учитель может напоминать деткам о заведённых правилах: «Мы не встаём из-за стола», «Ты можешь вытереть рот салфеткой», «Мы не разговариваем за столом так громко».

Когда дети доедают, каждый относит тарелку и стакан в определенное место. Всё аккуратно складывается. Салфетку или другой мусор выбрасывают в ведро.

После дети могут взять фрукты из общей миски. Фрукты нарезаны самими детьми ранее. Когда обед закончен полностью, каждый из детей убеждается, что оставил своё место чистым: при необходимости смахивает крошки со стола небольшой щёткой на совочек, моет стол губкой, подметает пол возле своего стола.

И так же спокойно выходит одеваться на прогулку. Поражает общее спокойствие и гармония во время трапезы. При этом дети общаются за обедом как настоящие взрослые.

Некоторые идеи в дальнейшем использовали и для домашних обедов.

Вот несколько советов, как провести домашнюю трапезу:

  • Прекрасно, если хотя бы раз в день вы можете собираться за трапезой всей семьёй. Естественно, без телевизора или других гаджетов. Пусть это будет время для приятного общения. Можно включить приятную всем музыку.
  • Предложите детям помочь вам накрыть на стол. Однако, если дети заняты другими делами, не стоит настаивать.
  • Предложите ребёнку самому выбрать, сколько он захочет съесть. Блюда, которые можно положить самому (салат или закуски), лучше просто поставить на общий стол и предложить каждому положить еду в свою тарелку. Так ребёнок с раннего возраста научится оценивать и контролировать свой аппетит.
  • Перед трапезой можно произнести несколько слов. Это может быть молитва в религиозных семьях или благодарность земле, природе и людям, участвовавших в приготовлении еды. Это помогает детям и взрослым настроиться на принятие пищи, переключиться с других дел.
  • После трапезы каждый участник должен убрать свою тарелку и отнести на кухню.
  • Не забудьте поблагодарить приготовившего обед!

Читать по теме: Обед в Монтессори-саду

Наталия Гончарова

1 comment

  1. Эльвина 6 декабря, 2016 at 08:07 Ответить

    Очень интересная статья! Все понравилось. Но как воплотить эту идею в жизнь? У меня 2 детей,мальчик 4,4 и девочка 2,4, ждем на днях третьего.Перед завтраком всегда даю салат,если дам сразу с едой,то салат никто за целый день и не съест.И вот такая борьба у нас каждый день,сперва даю,то что полезнее,а затем остальное.При виде хлеба никакая еда уже не идет,так что прячу. Хотелось бы так красиво кушать,как в статье ))),Может нам еще рано?Даже если старший все понимает,то младшая просто начинает капризничать,если увидит,что то более вкусное.Спасибо!

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.