Вход
экскурсии в Монтессори-школе

Как проходят экскурсии в Монтессори-школе?

Все мы знаем, как проходят экскурсии в обычной школе: дети садятся в автобус и едут на заранее запланированную экскурсию смотреть что-нибудь интересное. Обычно дети любят ходить на экскурсии. Поэтому я очень удивилась, узнав, что в нашей Монтессори-школе таких экскурсий не бывает. Как проходят экскурсии в нашей Монтессори-школе и саду и как родители могут легко сами организовать Монтессори-экскурсию, я расскажу вам далее.

Экскурсии для детей до 3 лет

Вот как это бывает в школе

Моя дочка ходит в Монтессори-группу на 3 часа в день. Там занимаются детки от полутора до трёх лет. В один день нашу семью оповестили, что в пятницу дети пойдут на экскурсию… на соседнюю площадку!

За день детей подготовили: рассказали, что завтра они не будут работать с материалами, не будут завтракать за столом и даже не пойдут гулять в обычное время, а пойдут в совершенно новое место. В пятницу дети выходили из группы, эмоционально рассказывая (кто как мог в таком раннем возрасте), как они ходили по парам, как ели свой завтрак на природе. Всем очень понравилось, равнодушных не осталось.

В другой день детям организовали экскурсию в старшую группу. Детей также готовили, рассказывали заранее, что они увидят. Дети опять вернулись с морем новых впечатлений и в приподнятом настроении, но в тоже время не переутомлёнными.

Почему именно так?

Совсем маленьким детям до 3 лет наиболее важен контакт с родными и близкими, знакомое окружение, определённая последовательность событий. В возрасте 2–3 лет ребёнок как никогда ранее и никогда после стремится к определённому порядку вещей и действий. Поэтому таким маленьким детям сложно справиться со слишком яркими эмоциями, которые вызывает всё новое.

Однако дети должны постепенно привыкать к небольшим изменениям в распорядке дня. Желательно, чтобы все необычные выходы и экскурсии заранее обсуждались с ребёнком.

как проходят экскурсии в Монтессори-школе

Вот как это можно организовать в семье

  • Для ребёнка до 3 лет необязательно специально организовывать дальние экскурсии и прогулки.

Такие экскурсии и прогулки скорее повредят ребёнку, чем помогут в развитии. Представления в театрах, выходы в кино, шумные праздники, походы в музеи больше подходят для детей более старшего возраста.

  • Лучшими экскурсиями для ребёнка такого раннего возраста будут выходы в парк, лес, на пруд посмотреть уточек…
  • Предупредите ребёнка заранее, куда и зачем вы идёте. Имейте в виду, что такие маленькие дети плохо представляют себе временные отрезки. Поэтому вы можете рассказать об этом малышу перед сном: «Завтра мы встанем утром, позавтракаем и пойдем в лес искать грибы». Или непосредственно перед событием: «Сейчас мы оденемся и пойдём в парк кормить уточек. Тебе хочется?».
  • Ребёнок может участвовать в семейных мероприятиях.

То, что не стоит специально организовывать особенных мероприятий для таких маленьких детей, не значит, что их нужно оставить дома, если вы запланировали сходить в музей со старшими детьми. Просто старайтесь не перегружать ребёнка информацией, неподходящей ему по возрасту, и учитывать его необходимость в определённом режиме.

  • Для дальних прогулок возьмите для ребёнка коляску, куда он сможет сесть, если устанет. Для малыша подойдет слинг или рюкзачок: так он будет чувствовать себя в полной безопасности в новой обстановке.
  • Возьмите с собой еду и воду, чтобы ребёнок мог перекусить в обычное для него время.
  • Не забывайте, что у таких маленьких детей существует особая необходимость в движении. Так что рассчитывайте на это, выбирая время и место экскурсий.

Экскурсии для детей от 3 до 6 лет

Вот как это бывает в школе

Когда пришло время первый раз идти на экскурсию со школой моему старшему сыну (а тогда ему было уже 3 года), он тоже пошёл на соседнюю площадку. Но уже на площадку «для взрослых», расположенную в парке, до которой нужно было идти минут 20.

Каждая экскурсия (а они были раз в 2–3 недели) проходила практически одинаково: дети шли на площадку или в парк, играли там в организованные активные игры, наблюдали сезонные изменения в природе, рассматривали насекомых, животных, растения, цветы. Учили (а старшие и записывали) их названия.

Почему именно так?

Для детей 3–6 лет всё ещё важно постоянство. Также важным становятся контакты с другими детьми, поэтому часто между походом с семьёй в парк развлечений и выходом на площадку, где много знакомых детей, ребёнок может предпочесть последнее. Однако около 4 лет детям становятся интересны экскурсии в места, где они могут узнать что-то новое об окружающем их мире.

дети и экскурсии в Монтесори-школе

Вот как это можно организовать в семье

  • Лучшей экскурсией остаётся выход на новую площадку, в лес, в парк.
  • Следите за интересами ребёнка и предлагайте экскурсии в зависимости от них. Если ваш ребёнок обожает динозавров, наверняка ему очень понравится в палеонтологическом музее. Если ваш ребёнок постоянно просит рассказать одну сказку, сводите его на спектакль по этой сказке. Всегда лучше выбирать уже знакомое и особенно интересное ребёнку.
  • Поддерживайте инициативу. Если ребёнок сам предложил вам сходить в зоопарк, попробуйте запланировать этот выход на ближайшее время.
  • Учите планировать экскурсии. Ребёнок может использовать календарь, куда вы будите записывать (зарисовывать или приклеивать наклейки) планируемые вами экскурсии.
  • Планируйте экскурсии, учитывая режим ребёнка – потребность в сне, отдыхе и еде в определённое время – и необходимость двигательной активности.
  • Приглашайте друзей и знакомых детей ребёнка. Так как в этом возрасте в детях просыпается социальный интерес, экскурсия в кругу других детей станет гораздо более привлекательной для него.

Экскурсии для детей от 6 лет и старше

Когда мой сын перешёл в школу, к своему удивлению я обнаружила, что и там нет экскурсий в традиционном понимании. То есть детей не вывозят на автобусе в художественный музей!

Позже я увидела пример организации экскурсии в стиле Монтессори. Дети изучали Древний Египет, и группа детей заинтересовалась, какую одежду использовали египтяне. Детям предложили поискать информацию в энциклопедии. Но они не остались довольны, и стали говорить, что интересно было бы увидеть, как это выглядело в реальности.

Тогда педагоги предложили посмотреть справочник музеев города. Выяснилось, что в нашем городе есть небольшой музей одежды: с древних времен до наших дней. Группе детей было предложено сделать проект поездки в музей. Для этого в течении нескольких дней дети собирали и записывали необходимую информацию: звонили в музей узнать возможное время посещения, изучали схему метро, чтобы самим доехать до музея, записывали, каким именно экспонатам в музее они уделят внимание.

Когда всё было готово и проект составлен, он был представлен всем детям класса и назначен день. Дети, не желавшие пойти в музей, а также дети первого года обучения на экскурсию не пошли. С детьми пошел один из педагогов и родители-добровольцы, вызвавшиеся помочь.

организации экскурсии в Монтессори-школе

В назначенный день дети поехали в музей на метро. Они сами выбрали маршрут и… проехали нужную станцию. Для меня это был особенно значимый момент! С детьми было трое взрослых, однако никто не толкал их к выходу на нужной остановке. Через несколько станций дети опомнились и вышли. Ещё минут 10 потребовалось, чтобы совместно продумать новый маршрут. Затем все участники экскурсии спокойно сели в нужный поезд и доехали до места назначения.

Надо сказать, что радости детей после этой экскурсии не было предела.

Кроме подобных экскурсий в музеи и театры, в нашей школе дети выезжают на автобусе за город на природу, а на втором году обучения (с 7 лет), организуют поход с ночёвкой в палатках.

Почему именно так?

Для экскурсии по Монтессори самое важное в ней – собственный интерес и мотивация детей. Особенно в наш век свободного доступа к информации детей сложно заинтересовать плановым посещением непривлекательного для них на данный момент музея. Поэтому считается, что поездки на экскурсии (как и любые другие занятия) должны исходить из собственного желания ребёнка. Большое внимание уделяется подготовке ко взрослой жизни: ребёнок учится самостоятельно планировать свои действия, собирать информацию, составлять маршрут.

Монтессори и экскурсии

Вот как это можно организовать в семье

  • Предоставляйте ребёнку старше 6 лет самому решать, куда отправиться на выходных. Поддерживайте все инициативы ребёнка.
  • Вы можете подсказать ребёнку идею экскурсии в соответствии с его интересами: «Я заметила, что тебе нравятся роботы. По-моему, в городе есть музей науки, где можно посмотреть, как они работают». Однако оставляйте решение за ребёнком.
  • Не перестраивайте свои планы в угоду планам ребёнка, но и не планируйте за него: если вы решили сходить в музей, который, по вашему мнению, будет интересен для ребёнка, подождите, пока он сам проявит инициативу. Однако если вам самим интересен данный музей, смело берите с собой ребёнка.
  • Предложите ребёнку записать планы в календарь. С 6 лет обязательно заведите подобный календарь, куда ребёнок сможет сам записывать значимые для него события и таким образом учиться планировать своё время.
  • Предлагайте ребёнку самому собирать необходимую информацию: в какой день работает музей или есть представление в театре, как проехать, что взять с собой.
  • Не отказывайте ребёнку в приглашении на экскурсию друзей и знакомых: в этом возрасте социальный интерес ещё более возрастает, и экскурсии в компании друзей становятся особенно занимательными для ребёнка.
  • Продолжайте отводить достаточное время выходам на природу: в лес, парки. Старшим детям очень полезно ходить в походы, научиться разбивать палатку и разводить костёр.

Читать по теме:

Детские впечатления, или как провести выходные?

Совместный досуг или разные интересы

Воспитание любознательности

Наталия Гончарова

Оставить комментарий

apteka mujchine for man ukonkemerovo woditely driver.